Две лодки доставлены на утилизацию в Приморье

В Приморье с Камчатки доставили две субмарины класса «Щука», выведенных из состава Тихоокеанского флота. Раньше к месту утилизации списанные атомоходы шли своим ходом либо на буксире. Сейчас «Щуки» доставили на завод на борту другого судна.

Уникальная операция по перевозке двух субмарин, отработавших свой ресурс и списанных на утилизацию, успешно завершена. Две «Щуки» преодолели расстояние в 2,5 тысячи километров от Камчатки до Приморья за пять дней. Весь путь они проделали в качестве груза на борту огромного судна «Трансшельф».

Впервые эта технология транспортировки подводной лодки для утилизации была успешно опробована на Северном море в 2006 году. Но эта операция не имеет никаких аналогов в мире. Сейчас на борту судна «Трансшельф» находятся сразу две субмарины. Длина каждой составляет более 100 метров.

До этого лодки, предназначенные для утилизации, доставляли к месту либо своим ходом, либо на буксире. Оба варианта считаются достаточно рискованными. В 2003 году из-за шторма в Баренцевом море лодка К-159 утонула во время буксировки. Тогда погибли люди. Поэтому сегодня было решено использовать новые технологии. До этого огромный транспорт перевозил буровые вышки.

«Судно предварительно погружается в воду, с помощью буксиров подводятся подводные лодки, позиционируются, ставятся на стапели. Судно всплывает, и лодки оказываются на борту»,

— объясняет начальник отдела протокола ОАО Дальневосточный завод «Звезда» Владимир Доровских.

Транспортировка субмарин была проведена в рамках «Глобального партнерства». Это международная программа помощи России в утилизации атомных подводных лодок, отработавших свой ресурс. Она рассчитана до 2012 года. За последние годы ее участниками стали США, Япония и другие страны. В нынешней операции участвовали и представители Канады.

«Операция была уникальной. Главным образом из-за расстояния, на которое решили транспортировать сразу две лодки. Поэтому данный проект планировался очень тщательно и долго, почти полтора года»,

— говорит представитель МИД Канады Майкл Уошер.

Почти тридцатилетняя история двух субмарин закончится в Приморье в городе Большой Камень, на заводе «Звезда». Около полугода уйдет на их разделку: ядерный реактор утилизируют, остальной металл пойдет на переплавку. Место «Щук» займут более современные подводные ракетоносцы.

Организации: 
Звезда
Персоналии: 
Уошер Майкл
Поделиться