Российско-итальянское сотрудничество в рамках Глобального партнерства

Российско-итальянское сотрудничество в области утилизации АПЛ в рамках Глобального партнерства началось 5 ноября 2003 года, когда в Риме было подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота и безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом» (далее – Соглашение).

В целях реализации Соглашения странами были определены компетентные органы: с Российской стороны — министерство Российской Федерации по атомной энергии (сейчас Госкорпорация «Росатом»); с итальянской стороны — министерство производственной деятельности Итальянской Республики, которое возложило на компанию по управлению атомными объектами «СОДЖИН» общую координацию, а также административную и оперативную деятельность, направленную на реализацию проектов. Данное Соглашение было ратифицировано Государственной Думой РФ 10 июня 2005 года, одобрено Советом Федерации 22 июня 2005 года и затем подписано Президентом России, как Федеральный закон от 30 июня 2005 года. В соответствии с Соглашением итальянская сторона обязалась выделить на реализацию проектов по утилизации АПЛ и безопасное обращение с РАО финансовые средства в размере до 360 млн евро в течение 10 лет.

Для развития сотрудничества и контроля за реализацией проектов компетентные органы Соглашения учредили Управляющий Комитет (УК). Также была сформирована Группа управления проектами (ГУП), которая осуществляет административную деятельность и решает оперативные вопросы, касающиеся реализации проектов в рамках Соглашения.

На заседаниях УК были определены пять основных направлений сотрудничества, соответствующих положениям Соглашения:

  • Утилизация АПЛ и НК с ЯЭУ,
  • Физическая защита чувствительных объектов,
  • Обращение с РАО в губе Андреева,
  • Контейнеры для ОВЧ и ВАО,
  • Транспортировка ОЯТ и РАО.

В соответствии с основными направлениями были определены и конкретные задачи:

  • Утилизация АПЛ, надводных кораблей с ядерными энергетическими установками (НК с ЯЭУ) и судов атомного технологического обслуживания (АТО);
  • Создание и поддержание систем физической защиты (СФЗ) на СРЗ «Нерпа» и ЦС «Звездочка»;
  • Проектирование и строительство комплексов по обращению с ЖРО, ТРО и их временному хранению на ПВХ в губе Андреева;
  • Изготовление контейнеров для транспортировки и хранения ОЯТ, выгруженного из АПЛ класса «Альфа»;
  • Строительство многоцелевого судна для перевозки контейнеров с ОЯТ и РАО.

Одним из приоритетных направлений в рамках российско-итальянского сотрудничества остается утилизация атомных подводных лодок, выведенных из состава российского Военно-морского флота. В этом плане итальянская сторона на настоящий момент времени уже оказала помощь в утилизации 5 атомных подлодок: одной АПЛ класса «Янки Ночь», двух АПЛ класса «Виктор» и двух АПЛ класса «ЭХО II». Утилизация перечисленных АПЛ усложнялась тем, что эти судна долгое время пребывали на воде и, следовательно, подвергались постепенному разрушению, что непосредственно влияло на их безопасную утилизацию. Но совместными усилиями России и Италии эту задачу удалось успешно решить. Так, реакторные блоки АПЛ в настоящее время находятся в ПДХ РО губы Сайда, а все отработавшее ядерное топливо перевезено на предприятие по переработке «Маяк». Отметим, что 21 ноября 2012 года был подписан контракт на утилизацию шестой АПЛ класса «Оскар». В настоящий момент времени ОЯТ из шестой АПЛ выгружено и доставлено на ПО «Маяк», СРЗ «Нерпа» проводит уменьшение докового веса АПЛ в состоянии на плаву, и до конца 2013 года ожидается перевод АПЛ на твердое основание.

В рамках проектов, финансируемых итальянской стороной, большое внимание уделено усовершенствованию систем физической защиты СРЗ «Нерпа» и ЦС «Звездочка». В связи с размещением на предприятиях большого количества делящихся материалов, в том числе высокого обогащения, а также РАО, эти объекты подвержены повышенному ядерному и радиационному риску. Поэтому появилась необходимость принять срочные меры, нацеленные на повышение уровня безопасности этих объектов. Так, для СРЗ «Нерпа» было проведено предварительное ТЭИ и разработана рабочая документация на реконструкцию подсистем и оборудования, предназначенных для усовершенствования СФЗ.

Аналогичная работа была проведена и в направлении сотрудничества по усовершенствованию ОАО «Центр судоремонта «Звездочка». После завершения работ в рамках контрактов на предварительное проектирование систем физической защиты, был заключен контракт с компанией «Иста-системс» на рабочее проектирование системы физзащиты предприятия. Субпоставщиком была выбрана итальянская компания «Электрон» (группа компаний «Финмекканика»). В настоящее время на ЦС «Звездочка» завершаются работы по гражданскому строительству объектов, на которые будет поставлено и установлено оборудование системы физической защиты.

В губе Андреева итальянская сторона принимает участие в проектах по созданию инфраструктуры по обращению с ЖРО и ТРО, которые предусматривает строительство следующих объектов:

  • Цеха по обработке и кондиционированию низко- и среднеактивных ЖРО (здание 1);
  • Накопительной площадки (здание 205);
  • Укрытий для защиты зон хранения ТРО в губе Андреева (здания 201 и 201);
  • Технологического участка по извлечению ТРО из заглубленных хранилищ, предварительная переработка ТРО перед отправкой на ПДХ РО «Сайда».

Первым реализованным проектом стало строительство 2-х зданий-укрытий. В конце 2009 года проектировщиком ВНИПИЭТ была завершена разработка проектов этих зданий. В 2010 году получено положительное заключение на проекты от ФГУ «Главгосэкспертиза». Победителем конкурса на строительство стала компания «Росспецмонтаж». В настоящее время строительство зданий завершено, они введены в эксплуатацию после официального открытия в июле 2012 года.

Надо сказать, что стратегия ГК «Росатом» предполагает строительство в кратчайшие сроки и других объектов в губе Андреева, но из-за погодных условий и неточности в геологической картине, сроки строительства объектов постоянно затягиваются.

Очередным проектом, реализуемым при финансовой поддержке Итальянской Республики, является поставка контейнеров ТУК 143 для транспортировки и хранения отработавшего ядерного топлива, выгруженного из АПЛ класса «Альфа». В настоящее время ОЯТ находится в пункте Гремиха и представляет собой очень деликатный материал с точки зрения ядерной и экологической безопасности, так как он обладает высокой степенью обогащения. Ранее было принято решение, что строительство контейнеров будет финансироваться из средств российско-итальянского Соглашения о сотрудничестве.

Для обеспечения поставки 10 контейнеров ТУК 143 были разработаны и утверждены 4 контракта:

  • контракт на проектирование,
  • контракт на оказание инженерных услуг,
  • контракт на выполнение аттестационных и оптимизационных испытаний,
  • контракт на изготовление 10 контейнеров компанией «Манджаротти».

На настоящий момент общим графиком работ предусмотрена поставка последнего контейнера в IV квартале 2014 года. Кроме того, реализуется проект по строительству механизмов кантования и крепления для железнодорожной транспортировки контейнеров ТУК 143.

Важным направлением в российско-итальянском сотрудничестве стало строительство, поставка и сдача в эксплуатацию многоцелевого судна-контейнеровоза «Россита». Контракт на проектирование и строительство судна был подписан 28 июля 2008 года. По контракту в качестве гаранта исполнения выступало министерство экономического развития Итальянской Республики, заказчиком являлся ФГУП «ФЦЯРБ», а итальянская компания «Финкантьери» выступала в качестве поставщика. Спуск на воду многоцелевого судна состоялся в декабре 2010 года, а 15 августа 2011 года «Россита» прибыла в Мурманск. В настоящее время, при финансовой поддержке Италии завершаются работы по установке системы физической защиты (СФЗ) на судно. Поскольку российские нормативы предполагают наличие у проектировщика СФЗ соответствующей лицензии и ограничивают в доступе информации о монтажной архитектуре и функционировании систем на объекте, было принято решение, что проект СФЗ разработает российская организация, которая передаст строителю судна план прокладки кабельных трасс и установки фундаментов под оборудование СФЗ. Главный поставщик (компания «Финкантьери») в результате конкурсного отбора выбрал компанию ФГУП «СНПО «Элерон», которая разработала проект СФЗ судна.

После того, как судно «Россита» будет окончательно введено в эксплуатацию, оно будет курсировать по Северо-западу, доставляя РАО и ОЯТ в северные порты, откуда впоследствии будут отправлены по железной дороге на «Маяк» для хранения и переработки.

Необходимо добавить, что в ходе своего 10-ого заседания (Москва, 27 июля 2010 г.) Управляющий комитет принял решение профинансировать из средств Соглашения о сотрудничестве проектирование и строительство понтона для транспортировки реакторных блоков утилизированных АПЛ.

Контракт на проектирование, оценку стоимости и подготовку технических спецификаций на поставку понтона был присужден специализированной в судостроении итальянской компании B&A Engineering Srl, г. Ливорно, в качестве Исполнителя.

В работе в качестве субпоставщика принимает участие компания «Онега», определенная ГК «Росатом» для деятельности в аспектах, связанных с соблюдением российских нормативов. Разработку проекта постоянно контролировал Российский Морской Регистр Судоходства.

По предварительным оценкам понтон будет иметь следующие характеристики: длина – 79,2 м, ширина – 27,6 м, грузоподъемность — от 3000 до 5000 тонн в зависимости от центра тяжести и споcоба эксплуатации (5000 тонн – грузоподъемность при использовании в качестве дока в порту). Понтон будет полупогружным для погрузки блоков, находящихся в настоящее время на плаву, и их подъема на сушу.

Проект был завершен, в его окончательной редакции были соответствующим образом учтены комментарии российских надзорных органов.

Извещение о конкурсе на разработку исполнительной документации и строительство понтона было опубликовано в основных итальянских газетах 19.04.2013г. Победил в конкурсе итальянский Поставщик, компания Финкантьери, с которым 19.11.2013 был заключен контракта на поставку понтона на общую сумму около 38,2 млн.евро. Заказчиком, а также Оператором и Получателем, будет выступать ФГУП «РосРАО».

Итак, за десять лет работы в рамках российско-итальянского Соглашения о сотрудничестве по линии Глобального партнерства достигнуты положительные результаты. Но сотрудничество продолжается, и все поставленные цели реализуются в установленном порядке.

Поделиться