«Золотая рыбка» - последний поход

1. «Золотая рыбка» - один из самых амбициозных проектов в истории мирового кораблестроения

История уникальной «Золотой рыбки» началась в декабре 1959 года с постановления партии и правительства «О создании скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и НИОКР для подводных лодок». Ставилась конкретная задача - увеличить в два раза глубину и скорость подводного хода по сравнению с атомными подводными лодками первого поколения. Также намечалось использование новых конструкционных материалов, создание новой энергетической установки уменьшенных габаритов, использование нового противокорабельного комплекса с подводным стартом и новых торпед. Фактически новая подлодка создавалась с чистого листа. Боевым назначением корабля являлась борьба с авианосцами и скоростными кораблями охранения противника.

Для воплощения данного проекта в жизнь в Советском Союзе создавалась принципиально новая отрасль металлургической промышленности, связанная с технологиями титановых сплавов, невиданных доселе в мире. Для работы с титаном на Северном машиностроительном предприятии потребовалось создание специальных цехов и других помещений. Разработало субмарину в конце 50-х годов Ленинградское морское бюро машиностроения «Малахит». Проектирование атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 661 осуществлялось под руководством главного конструктора Н. Н. Исанина, позже его сменил Н.Ф. Шульженко. Шесть лет рабочие и специалисты «Севмашпредприятия» строили первую в мире АПЛ из титанового сплава. Такие сроки были вызваны в первую очередь тем, что в 60-х годах в нашей стране титан выплавляли небольшими партиями в основном для космической промышленности (на начало 1960-х гг. производство титана в СССР составляло всего полторы тысячи тонн в год). А в данном случае в Северодвинске впервые создавался гигантский боевой подводный корабль массой 5200 тонн. Это была колоссальная работа, проходившая в условиях особой секретности. В результате подводная лодка, получившая тактический номер К-162, была спущена на воду лишь 21 декабря 1968 г. 13 декабря 1969 г. она вышла на заводские ходовые испытания.

В создании опытной ПЛАРК К-162 участвовало свыше 400 организаций и предприятий нашей страны. Создание АПЛ проекта 661 («Анчар») обошлось стране в 240 миллионов рублей. Т.е каждый житель Советского Союза заплатил рубль за эту подводную лодку. К сведению читателей, после денежной реформы, проведенной в СССР в 1961 году, золотое обеспечение 1 рубля составляло 0,98 грамма, поэтому сами создатели полушутя называли своё творение «золотой рыбкой». Или, например, 42 857 граждан Советского Союза могли стать обладателями новинки отечественного автопрома - «Волга» ГАЗ-21.

В соответствии с проектом корабль должен был развивать максимальную подводную скорость не менее 37-38 узлов, что превосходило скорость любого боевого корабля ВМС США. «Золотая рыбка» имела на вооружении 10 крылатых ракет «Аметист». Торпедные аппараты обеспечивали беспузырную стрельбу торпедами с глубин погружения АПЛ до 200 м.

На испытаниях при мощности реактора в 80% АПЛ достигла скорости 42 узла, что превысило расчетную скорость в 38 узлов. После всплытия лодки обнаружилось, что при такой скорости потоком воды была сорвана дверь в рубке, несколько лючков и обтекатель аварийного буя. Общая мощность энергетической установки подлодки составляла 80 000 л. с. на валах. Номинальная тепловая мощность двух атомных реакторов водо-водяного типа составляла 177,4 МВт, а паропроизводительность ППУ при нормальной мощности реактора - 2 х 250 тонн пара в час. Реакторы, разработанные для лодки проекта 661, имели ряд оригинальных особенностей. В частности, прокачка теплоносителя первого контура осуществлялась по схеме «труба в трубе», что обеспечивало компактность ЯЭУ при высокой тепловой напряжённости. При этом реакторы работали не только на тепловых нейтронах, но и с участием реакции деления на быстрых нейтронах.

До испытаний никто не мог сказать, как поведет себя на большой глубине стометровый стальной снаряд весом 6 тысяч тонн, несущийся со скоростью без малого 90 километров в час. Ведь к этому времени еще ни один обитаемый подводный снаряд не разрезал морскую толщу столь стремительно. Но подлодка, разумеется, сооружалась вовсе не для того, чтобы бить рекорды на трассе морского марафона Европа - Америка. Но тем не менее, интересен такой исторический факт: 19 декабря 1969 года Л.И. Брежневу вручили шифрограмму следующего содержания: ««Голубая лента» в руках советских подводников». Конечно, строилась она, прежде всего, для Атлантического океана как подводный хищник, способный догнать самую быстроходную надводную жертву, например авианосец, и столь же проворно оторваться потом от преследователей. Но вместе с тем, уже в 1971 году в Белом море на мерной миле АПЛ обновила свой рекорд скорости до 44,7 узлов, что до настоящего времени является абсолютным рекордом скорости в подводном положении.

«Золотая рыбка» в значительной степени представляла собой своеобразную лабораторию, где оружейники и корабелы испытывали новые разработки и вооружения. Многое из того, что было создано для этой опытной подводной лодки, в дальнейшем было использовано на новых кораблях других проектов. Ветераны флота сейчас еще хорошо помнят, как много хлопот доставляла наша новая подлодка «условному противнику» даже во время ее опытной эксплуатации, которая началась в 1970 году и закончилась в декабре 1971 года. В сентябре 1971 года АПЛ вышла на первую боевую службу, в ходе которой корабль прошел от Гренландского моря до Бразильской впадины, в район экватора, выполняя ряд задач совместно с другими подлодками и надводными кораблями. Например, велось сопровождение ударного авианосца ВМС США «Саратога». «Золотая рыбка» легко настигла авианосец и несколько дней играючи гонялась за ним. При этом американский корабль неоднократно пытался оторваться от подводной лодки, развивая скорость более 30 узлов, однако достичь желаемого результата ему не удалось. Более того, наша АПЛ, осуществляя маневры, иногда опережала авианосец, потому что могла развивать скорость подводного хода более 44 узлов. При этом надо особо отметить, что за два с половиной месяца, проведенных в океанском походе, лодка всплывала на поверхность всего один раз. К сожалению, в те годы не принято было сообщать в СМИ ни об авариях на наших подлодках, ни о таких победах на фронтах «холодной войны».

После завершения опытной эксплуатации К-162 прошла ремонт в Северодвинске и в 1974г. вновь вернулась в боевой состав флота. Предполагалось, что последует закладка еще 10 серийных кораблей этого типа. Однако позднее решили ограничиться постройкой одного атомохода пр. 661. В значительной степени это объяснялось нехваткой в стране титана. Данный факт, а также ряд других недостатков, выявленных в ходе эксплуатации корабля, послужили основанием для отказа серийного выпуска АПЛ на основе 661-го проекта.

К-162 находилась в строю Северного флота до 1988г., после чего была выведена в резерв, а в дальнейшем передана на утилизацию к причалу предприятия, со стапелей которого была спущена в далеком декабре 1968 года. 23 июля 2009 года от причальной стенки родного предприятия, под торжественные «гудки» АПЛ четвертого поколения, «Золотая рыбка» отправилась в свой последний поход. Именно в этот день, легендарную АПЛ с соблюдением Военно-морских традиций, гражданский экипаж «ПО «Севмаш» передал гражданскому экипажу «ЦС «Звездочка» для последующей утилизации.

 

2. «Врагу не сдается...»

Такой уникальный корабль, как «Золотая рыбка», рожденный вопреки всем трудностям и уровню развития технологий в свое время, должен обладать и уникальным, твердым характером, который как раз проявился на новом для себя жизненном цикле - утилизация.

Длительное нахождение АПЛ на плаву без ремонта отрицательно сказывалось на её техническом состоянии. За период отстоя, практически не осталось исправных штатных систем, обеспечивающих её непотопляемость и взрывопожаробезопасность. Системы обеспечения плавучести АПЛ со временем деградируют, что может привести к несанкционированному затоплению АПЛ, при котором, в результате химических процессов обусловленных активностью титана, будет происходить интенсивное разрушение оборудования и трубопроводов в том числе и ППУ, изготовленных из стали и меди, что в свою очередь могло подвергнуть разрушению конструктивных барьеров и распространению радиоактивности.

Находясь в неудовлетворительном техническом состоянии на акватории г. Северодвинска и в непосредственной близости к городу с населением около 250 тысяч человек, АПЛ являлась потенциальным источником ядерной и радиационной опасности загрязнения окружающей среды, что вызывало беспокойство у населения региона.

Принимая во внимание техническое состояние АПЛ, в 2010 году за счет средств Федерального бюджета, по Государственному контракту между Государственной корпорацией «Росатом» и «Центром Судоремонта «Звездочка» специалистами предприятия выполнены работы по утилизации носовой и кормовой оконечностей корабля, формированию трехотсечного блока реакторного отсека для его дальнейшего безопасного хранения на плаву. И снова уникальность АПЛ сыграла с корабелами злую шутку. По причине «золотой» стоимости работ по выгрузки ОЯТ, обусловленной пресловутой уникальностью как энергетической установки так и комплекта перегрузочного оборудования к ней. На изыскание источников финансирования работ по выгрузке ОЯТ у предприятия и ГК «Росатом» просто не было времени. Учитывая данные обстоятельства, работы по утилизации АПЛ пришлось выполнять с невыгруженным из реакторов ядерным топливом.

Рисунок 3. АПЛ пр.661 зав. №501 в ПД-52. Перед началом работ по утилизации носовой и кормовой оконечностей

Рисунок 4. Сформированный трехотсечный блок утилизированной АПЛ зав. №501

С момента окончания утилизации носовой и кормовой оконечностей АПЛ зав. №501 и по настоящее время, предприятие осуществляет временное хранение реакторного блока указанной АПЛ с невыгруженным ОЯТ на своей акватории с выполнением всех необходимых мероприятий по поддержанию взрывопожаробезопасности, ядерной и радиационной безопасности.

Рисунок 5. Реакторный блок «Золотой рыбки» с невыгруженным ОЯТ на временном хранении на плаву у спецнабережной ОАО «ЦС «Звездочка»

Выгрузка ОЯТ из реакторов АПЛ пр. 661 также в своем роде уникальна. Реактор - уникален, комплект перегрузочного оборудования - уникален. Были созданы в единственном экземпляре, предназначенными исключительно для «Золотой рыбки».

Срок службы перегрузочного оборудования истёк более 15 лет назад. После перезарядки реакторов в 1979-80-х годах, длительное хранение перегрузочного оборудования и оснастки надлежащим образом организовано не было. В итоге часть оборудования и оснастки пришла в негодность, а часть была безвозвратно утеряна.

Сохранившаяся часть оборудования и оснастки доставлена на территорию ОАО «ЦС «Звездочка», требует ремонта и изготовления недостающей оснастки с проверкой всего оборудования на испытательных стендах.

Восстановление работоспособности оборудования и оснастки, создание нештатного участка для размещения оборудования и оснастки, дооборудование ПТБ, выгрузка ОЯТ и утилизация АПЛ требуют больших ассигнований, которых в настоящее время и в обозримом будущем в Российском бюджете нет.

Тем не менее, благодаря усилиям Государственной корпорации «Росатом», ФГУП «Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности» удалось договориться включить проект по выгрузке ОЯТ из реакторов АПЛ класса «Папа» в перечень проектов Фонда поддержки Экологического партнерства Северного измерения, созданного под эгидой Европейского Банка Реконструкции и Развития.

В мае 2012 года Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности» (далее ФГУП «ФЦЯРБ») в рамках Рамочного Соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации и на средства Фонда поддержки Экологического партнерства Северного измерения, был объявлен двухэтапный конкурс на право заключения Контрактного соглашения на выполнение работ, обозначенных как «Выгрузка отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из реакторов атомной подводной лодки класса «Папа» зав. №501».

На этапе подготовки конкурсной заявки на участие в конкурсе, предприятие остро ощутило связь времен - для успешной реализации проекта по выгрузке ОЯТ из реакторов АПЛ, как и при ее создании, необходимо привлечь научные и проектные организации, расположенные по всей стране. Что тут говорить: Всей страной строили, всей страной будем утилизировать. При этом, здесь следует отметить, что несмотря на производственную загрузку и острую нехватку специалистов, почти все организации приняли предложение «ЦС «Звездочка» участвовать в утилизации уникального корабля, к созданию которого многие из этих организаций имели непосредственное отношение. Все организации наряду с «ЦС «Звездочка» прошли сложную процедуру квалификации со стороны ЕБРР, на предмет способности выполнить предусмотренные проектом мероприятия по выгрузке ОЯТ и разработке соответствующего комплекта проектно-организационной документации. Ниже представлен перечень основных, ведущих в своих областях научно-проектных организаций:

  1. Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт энерготехники им. Доллежаля» - технический проектант реакторов АПЛ класса «Папа»;
  2. Открытое акционерное общество «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова», ведущая организация по проектированию, эксплуатации ядерных реакторов и имеющая лицензированный учебный центр по подготовке специалистов;
  3. АНО «Аспект-Конверсия» - организатор и координатор разработки комплектов проектно-организационной и технологической документации;
  4. Открытое акционерное общество "Восточно-Европейский головной научно-исследовательский и проектный институт энергетических технологий" - разработчика технологической документации (транспортнотехнологические схемы, технологические регламенты, технические обоснования безопасности, сертификаты разрешения на перевозку ОЯТ, по обращению с ОЯТ утилизируемых АПЛ с использованием защитных контейнеров ТК-18, ТУК-108/1);
  5. Открытое акционерное общество «Научно-исследовательское проектнотехнологическое бюро «Онега» - проектант технологической оснастки и разработчик технологического процесса выгрузки ОЯТ;
  6. Открытое акционерное общество «Центр технологии судостроения и судоремонта» - проектант БКВ ОЯТ;
  7. Федеральное государственное унитарное предприятие «Крыловский государственный научный центр». Выдача заключения о готовности предприятия, трехотсечного блока с ЯЭУ, БКВ и персонала ОАО «ЦС «Звездочка» к выгрузке ОЯТ.
  8. На основании итогов конкурса в адрес предприятия поступило Извещение о принятии предложения со стороны Заказчика (ФЕУП «ФЦЯРБ») и проект Контракта, который был подписан со стороны «ЦС «Звездочка» 22 мая 2013 года.

Основными этапами работ по данному контракту являются:

  • Постановка блока РО в плавучий док. Впервые за все время существования Берегового комплекса выгрузки ОЯТ «ЦС «Звездочка» выгрузка топлива будет происходить из корабля находящегося на «твердом» основании (см. рисунок 6);
  • Доработка оборудования для выгрузки ОЯТ, включая межведомственные испытания;
  • Разработка документации на подготовку к выгрузке и выгрузку ОЯТ;
  • Подготовка инфраструктуры;
  • Выгрузка ОЯТ;
  • Обращение с РАО и подготовка ЗРБ к хранению на плаву.

Срок окончания работ по контракту запланирован на май 2015 года.

Рисунок 6. Принципиальная схема выгрузки ОЯТ из блока реакторных отсеков у АПЛ пр. 661

В рамках указанного проекта, свой вклад в его успешную реализацию, внесет и ГК «Росатом». По отдельному контракту, из средств Федеральной целевой программы «Росатом» обеспечит вывоз выгруженного ОЯТ на «ПО «Маяк», а также часть работ, связанную с обращением с твердыми радиоактивными отходами. В завершении проекта за счет средств Российской Федерации, подготовленный к длительному хранению блок РО утилизированной АПЛ зав. №501 с выгруженными реакторами будет доставлен к месту своего последнего пристанища - пункт длительного хранения блоков РО в Сайде-Губе Мурманской области.

Рисунок 7. Пункт длительного хранения блоков РО «Сайда-губа»

В настоящее время, предприятием и проектными организациями выполнена часть работ по разработке комплекта проектно-организационной документации. Выполнен восстановительный ремонт перегрузочного оборудования, необходимого для выгрузки реакторов АПЛ пр. 661, проведено освидетельствование на предмет его работоспособности.

 

Участники проекта осматривают реакторный блок АПЛ класса «ПАПА» зав. №501

Участники проекта в ходе ознакомительной экскурсии по музею ОАО «ЦС «Звездочка» (Сверху-вниз, слева направо):

  1. Бочаров Сергей Григорьевич (Старший менеджер проектов ППСИ ЕБРР);
  2. Билиене Аудре (Старший менеджер по закупкам ЕБРР);
  3. Чернаенко Лев Михайлович (Главный специалист отдела международных соглашений ФГУП «ФЦЯРБ»);
  4. Поветникова Татьяна Станиславовна (Заместитель руководителя Инжинирингового блока - Начальник управления международных проектов ФГУП «ФЦЯРБ»);
  5. Лукосевичюс Линас (Главный менеджер по закупкам ЕБРР);
  6. Шептухин Максим Николаевич (Заместитель начальника УТН и СО, Заместитель руководителя проекта ОАО «ЦС «Звездочка»);
  7. Попова Ирина Николаевна (Переводчик, ООО «Стурвик Консалт»);
  8. Смит-Бриггс, Джейн Лесли (Руководитель проектов ППСИ ЕБРР);
  9. Космин Александр Аркадьевич (Технический эксперт, ООО «Стурвик Консалт»);
  10. Уэллз Дэйвид (Менеджер по проекту «Папа», «Нувиа»);
  11. Репин Михаил Вячеславович (Начальник отдела международных соглашений ФГУП «ФЦЯРБ»).

Указанные выше работы, должны производиться в полном соответствии требованиям российского законодательства, нормативной документации, международных и государственных стандартов.

Поскольку реакторы АПЛ 501 уникальны и планируемая выгрузка ОЯТ будет проводиться впервые за 30 лет после последней перегрузки реакторов, а выгрузка ОЯТ является потенциально-опасным мероприятием, то на получение у органов надзора разрешительных документов может потребоваться больше времени, чем первоначально планировалось. Вследствие длительного хранения в реакторах фактическое состояние ОЯТ также неизвестно. Любые изменения геометрии топлива или его механических свойств могут привести к усложнению процедуры выгрузки ОЯТ.

Кроме того, реакторы АПЛ 501 и перегрузочное оборудование являются несерийными изделиями, вследствие чего могут возникать нештатные ситуации в ходе как испытаний оборудования, так и выгрузки ОЯТ, что потребует дополнительных ресурсов на доработку и ремонт оборудования и (или) внесение изменений в документацию. Данные обстоятельства могут вызвать увеличение сроков выгрузки ОЯТ.

Вместе с тем, ОАО «ЦС «Звездочка» обладает необходимой для выполнения работ квалификацией и опытом в области утилизации АПЛ в том числе по международным программам. На предприятии за счет средств Российской Федерации, США, Норвегии, Франции и Канады, создана уникальная инфраструктура комплексной промышленной утилизации АПЛ, которая соответствует российским и мировым требованиям обеспечения ядерной, радиационной и экологической безопасности.

С 1993 года ОАО «ЦС «Звездочка» выполнило комплексную утилизацию более 40 АПЛ, включая выгрузку ОЯТ из реакторов этих АПЛ.

ОАО «ЦС «Звездочка» имеет достаточный опыт выполнения технически сложных комплексных проектов (в том числе международных), координации работ субподрядчиков, разработки и согласования документации, что служит основанием предложить что ОАО «ЦС «Звездочка» в настоящий момент является единственным предприятием в Российской Федерации, способным успешно реализовать указанный проект, что в свою очередь устранит существующую ядерную и радиационную угрозу для населения и окружающей среды г. Северодвинска и Архангельской области и других соседних регионов, а также бассейнов Белого и Баренцево морей; ОЯТ будет удалено и передано на ПО «Маяк», радиоактивные материалы будут переработаны и размещены на хранение. Реакторный блок с выгруженным ОЯТ будет подготовлен к буксировке в пункт длительного хранения трехотсечных блоков в Мурманскую область.

Вот таким образом видится «последний поход» уникального корабля, с точки зрения «Центра судоремонта «Звездочка». Не так много времени остается у предприятия, чтобы выполнить все мероприятия по выгрузке ОЯТ из реакторов и подготовить блок реакторного отсека в «последний путь». Но, мы надеемся, что в тесной кооперации с ведущими проектными организациями страны, при поддержке координатора работ по утилизации Государственной корпорации «Росатом» и финансовом обеспечении со стороны Заказчика работ в лице ФГУП «ФЦЯРБ», предприятие с честью выполнит свою роль в судьбе такой уникальной, легендарной, вместе с тем грозной АПЛ, носящей такое нежное имя - «Золотая рыбка».

При подготовке данной статьи использованы материалы из статьи Ю. Анциферова «Любимая АПЛ Главкома СССР», опубликованная в газете «Корабел» от 18.03.2006г.

Автор: Шептухин Максим Николаевич, заместитель Начальника управления технического надзора и сервисного обслуживания кораблей ВМФ ОАО «Центр Судоремонта «Звёздочка»

Поделиться