История и состояние дел с утилизацией АПЛ в России

Исходная ситуация

В конце 1980-х и в 1990-е годы прошлого века в России начался массовый вывод из эксплуатации атомных подводных лодок (АПЛ), судов атомно-технологического обслуживания (АТО) и объектов обслуживающей инфраструктуры. Основными причинами были выработка кораблями установленного технического ресурса и необходимость выполнения Российской Федерацией обязательств международных соглашений. В советское время было построено 249 АПЛ, из них выведено из состава флота – 201 (1).

Начиная с 1993 года комплекс вопросов, связанных с утилизацией АПЛ, перешел в ведение Межведомственной комиссии (МВК) Совета Безопасности РФ по экологической безопасности. В ноябре 1993 г. на заседании МВК рассматривался вопрос "Обеспечение экологической безопасности при обращении с радиоактивными отходами". МВК поддержала создание Правительственной комиссии по комплексному решению проблемы РАО (постановление от 11.11.93 г. N 1026). В 1995 г. вышел указ президента РФ 28.07.95 г. N 767с. " О дополнительных мерах по обеспечению работ по комплексной утилизации атомных подводных лодок, выводимых из состава ВМФ", но из-за недостаточного финансирования решение вопроса остановилось на прежнем уровне. Правительством Российской Федерации в 1996 г. принимается постановление от 25.03.96 г. N 344-24 "О мерах по обеспечению комплексной утилизации атомных подводных лодок и кораблей, выведенных из состава ВМФ и судов с ядерными энергетическими установками Министерства транспорта Российской Федерации", но и после этого постановления из-за недостаточного финансирования перелома в ситуации не произошло.

В 1997 году в отстое, в ожидании утилизации находилось 122 АПЛ, в том числе 105 АПЛ содержались на плаву с невыгруженными активными зонами. Из-за физического износа  более 30 снятых с эксплуатации АПЛ с ядерным топливом на борту потеряли герметичность цистерн главного балласта и угрожали затоплением с риском возникновения радиационных инцидентов.

До 1998 года судоремонтные и судостроительные заводы утилизировали не более 3-4 АПЛ в год. Это привело к стремительному накоплению в пунктах отстоя АПЛ подлежащих утилизации. Ускорение темпов утилизации АПЛ, выведенных из состава ВМФ, в соответствии с Концепцией национальной безопасности  Российской Федерации было отнесено к приоритетной деятельности государства в экологической сфере.

Правительство Российской Федерации постановлением от 28.05.98 г. № 518 определило Минатом России государственным заказчиком-координатором работ по комплексной утилизации АПЛ и освободило Минобороны России от этих несвойственных ему функций.

Работы осуществляются в рамках федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники ядерного комплекса на 2011- 2015 годы и на период до 2020 года», подпрограмма «Промышленная утилизация атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерной энергетической установкой, судов атомного технологического обслуживания и реабилитация радиационно-опасных объектов на 2011-2015 годы и на период до 2020 года» (2).

Основные существующие проблемы в конце 90-х годов (3)

  • Большое количество АПЛ, выведенных из эксплуатации (197 единиц)
  • Слабо развитая существующая инфраструктура для вывода АПЛ из эксплуатации
  • Темп вывода из эксплуатации в 1999 году составил только 3 АПЛ в год
  • Условия хранения и обращения с ОЯТ и РАО не соответствовали изменившимся за 30 лет требованиям обеспечения безопасности (ядерной, радиационной, физической)
  • Недостаточность достоверной информации об объемах и состоянии ОЯТ и РАО
  • Наличие аварийных реакторных установок, дефектного ОЯТ и эксклюзивных видов ОЯТ
  • Региональными органами охраны природных ресурсов запрещена эксплуатация ряда радиационно-опасных объектов
  • Наличие затопленных в акватории Арктики опасных объектов
  • Завершение срока службы радиоизотопных термоэлектрических генераторов на побережье Арктики и необходимость их замены на альтернативные источники
  • Отсутствие инфраструктуры и новых технологий на специализированных предприятиях атомной отрасли.

 

Технология утилизации АПЛ

До настоящего времени на заводах применяется технология утилизации АПЛ, которая состоит в вырезке реакторной установки в составе трехотсечного блока  (реакторный отсек и два смежных отсека для обеспечения плавучести) и его подготовка (герметизация) для последующего временного хранения на плаву. Впоследствии из трёхотсечных блоков выделяется одноотсечный реакторный блок для его постановки в пункт длительного хранения в губе Сайда (Северо-Западный регион) и в бухте Разбойник (Приморский край).

 

Обоснование международного сотрудничества

Как показывали расчеты, на создание всего комплекса утилизации АПЛ требуется время и значительные материальные затраты. Очевидно, что такие затраты в конце 90-х годов только из Федерального бюджета тогда были нереальны. Как впоследствии отмечал Анатолий Захарчев, директор проектного офиса по утилизации атомных подводных лодок ГК «Росатом»:

«Российская сторона могла бы решить эту проблему самостоятельно, но учитывая, что международная общественность настроена ликвидировать «ядерное наследие» как можно быстрее, за 10 лет, потребовалось дополнительное финансирование с развитием инфраструктуры. Если бы решали самостоятельно, все бы это растянулось на гораздо более длинные сроки.  Что касается технологий утилизации атомных подводных лодок, все они разработаны в наших конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах». (3)

 

Сотрудничество до Глобального партнерства

В ноябре 1991 года Конгресс США по инициативе двух сенаторов – демократа Сэма Нанна и республиканца Ричарда Лугара – одобрил «Программу совместного уменьшения угрозы» (Cooperative Threat Reduction Program). Официально эта инициатива имела иное название: «Акт 1991 года о сокращении советской ядерной угрозы», что отражало идеологическую составляющую данного процесса. Всего в 1992–2012 годах США израсходовали по «Программе совместного уменьшения угрозы» 8,8 млрд. долл. Это позволило утилизировать (вывести из эксплуатации) 11,5 тыс. единиц оружия, в т.ч. 33 атомные подводные лодки (АПЛ) (4).

 

Глобальное партнерство

После событий 11 сентября 2001 года проблема сохранности оружия массового уничтожения (ОМУ) вновь стала актуальной. Однако США не были готовы взять на себя основную финансовую ответственность за решение этой проблемы. Именно поэтому они оказали значительное давление на своих партнеров по «восьмерке» во время саммита, который состоялся в июне 2002 года в Кананаскисе (Канада). В результате было объявлено о создании программы «Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения». Согласно этой программе, восемь государств (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония) взяли на себя политическое обязательство выделить в течение 10 лет на проекты содействия Российской Федерации в области разоружения и нераспространения ОМУ и средств его доставки 20 млрд. долл. При этом Соединенные Штаты заявили о готовности ассигновать половину указанных средств, а Россия – 2 млрд. долл. на выполнение собственных программ в этой сфере.

В 2003 году к «Глобальному партнерству» присоединились также Норвегия, Нидерланды, Польша, Финляндия, Швеция и Швейцария. Отдельным участником этой программы является ЕС, объем его обещаний составил 1,2 млрд. долл. в течение 10 лет.

На основе подписанного и ратифицированного рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации были заключены двусторонние соглашения с Великобританией, Германией, Италией, Канадой, США, Францией, Швейцарией и Японией. Это позволило в 2002–2005 годах получить 287 млн. долл. на утилизацию АПЛ.

В начальный период реализации программы (2002–2005 гг.) за счет средств международной помощи было утилизировано 17 АПЛ, а за счет российских средств – 44 АПЛ (5).

 

Проекты по международному сотрудничеству

Значительная часть работ по утилизации АПЛ и утилизации береговых технических баз была выполнена в рамках программы «Глобального партнёрства» с использованием средств стран-доноров, также заинтересованных в обеспечении ядерной и радиационной безопасности при решении проблем «ядерного наследия». В этой сфере были заключены и реализуются следующие международные соглашения:

  1. Договоренности о глобальном партнерстве «восьмерки» против распространения оружия и материалов массового уничтожения Инициатива глав государств на саммите в Кананаскисе, 2002
  2. Рамочное Соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации (МНЭПР) от 21.05.2003 г.
  3. Контактная экспертная группа (КЭГ) при МАГАТЭ
  4. Двухсторонние межправительственные соглашения с Великобританией, Италией и Канадой
  5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Северной экологической финансовой корпорацией о сотрудничестве по ядерно-экологическим вопросам от 05.07.2002

 

Состояние работ по утилизации АПЛ в 2014 г. (3)

Страна-донор

Утилизированные АПЛ

АПЛ на стадии утилизации

Россия

128

2 (617, 393)

США

33

1 (393)

Канада

15

-

Япония

6

-

Италия

5

1(617)

Великобритания

4

-

Норвегия

4

-

Итого

195

2

Распределение по предприятиям:

  • 118 АПЛ – в Северном регионе (в т.ч. 81 АПЛ – на СРЗ «Звёздочка» (г. Северодвинск) (6);
  • 74 – в Дальневосточном регионе (7).

Ряд стран также принимали участие в других проектах:

  • Создание пунктов хранения реакторных отсеков и поставки оборудования: Германия – в губе Сайда (Северо-западный регион), Япония – в бухте Разбойник (Приморский край)
  • Реабилитация БТБ в Гремихе (Франция, ЕБРР)
  • Реабилитация БТБ в губе Андреева (Великобритания, Швеция, Италия, Норвегия, ЕБРР)
  • Проект выгрузки топлива из реакторов АПЛ класса «Папа» (ЕБРР)
  • Судно «Россита» (Италия)
  • Мониторинг затопленных объектов в Карском и Баренцевом морях (Норвегия)
  • Поставки оборудования на предприятия, занимающиеся утилизацией АПЛ (Япония, Германия)

 

Планы на будущее

Из ближайших задач в этом регионе почти год ждет утилизации судно-хранилище отработавшего ядерного топлива «Лепсе», которое стоит у причала судоремонтного завода «Нерпа». При общей тенденции улучшения обстановки в Мурманской области и в северных морях в ближайшие годы потенциально-опасные объекты никуда не исчезнут. Много еще предстоит сделать в рамках стратегического мастер-плана по выводу из эксплуатации и реабилитации береговых баз атомных подлодок, который был разработан российскими специалистами в сотрудничестве с американскими и английскими коллегами (8).

Анатолий Захарчев, директор проектного офиса по утилизации атомных подводных лодок ГК «Росатом»:

Сейчас перед нами стоит целый ряд задач. Во-первых, не допустить накопления атомных подводных лодок, которые будут выводиться по истечению срока эксплуатации. Чтобы они не стояли, не ждали, а сразу уходили на выгрузку и утилизацию. И второе – главная задача этой подпрограммы – зачистить все бывшие технические базы Военно-Морского флота от топлива и радиоактивных отходов до «коричневой лужайки». То есть, чтобы можно было безопасно по этой земле ходить и в дальнейшем сделать их пригодными к другому использованию.

В концепции Госкорпорации «Росатом» прописано завершить все это к 2025 году. Речь идет обо всех площадках. Если мы в 2014 году начнем активный вывоз отработавшего ядерного топлива, я думаю, что за 5-6 лет мы его вывезем, а дальше все будем зачищать от радиоактивных отходов, как жидких, так и твердых. Единственное, что по концепции, создаваемая сейчас инфраструктура в принципе, должна быть утилизирована. Все должно быть потом зачищено. Задача стоит – до 2025 года завершить полную зачистку всей территории (9).

Ключевые задачи:

  • утилизация АПЛ в плановом порядке (например, АПЛ «Зеленоград», выведенную из ВМФ в 2010 г., «Барнаул» (1985 года выпуска, «Архангельск» и «Северсталь»)
  • реабилитация БТБ в губе Андреева и др.
  • извлечение ОЯТ из АПЛ класса «Папа»
  • затонувшие АПЛ (К-27, К-159, «Комсомолец») и  первая АПЛ К-3
  • надводные корабли и суда АТО
  • продолжение работы по одноотсечным блокам

 

Ссылки

Персоналии: 
Захарчев Анатолий
Поделиться