Александр Никитин, член Общественного совета ГК «Росатом»: «Ликвидация «ядерного наследия» нуждается в поддержке общественности и внимания государства»

Во Владивостоке в рамках 8-го международного экологического форума «Природа без границ» был организован круглый стол, на котором обсуждался процесс утилизации атомных кораблей Тихоокеанского флота и ликвидации ядерно- и радиационно-опасных объектов. Пожалуй, впервые на открытом для общественности форуме этот вопрос рассматривался комплексно и в полном объеме. Такая открытость, по всей видимости, вызвана тем, что тяжелый процесс утилизации атомных кораблей и ликвидации накопленных радиоактивных и ядерных отходов нуждается в понимании и общественной поддержке.

Из информации, прозвучавшей на форуме и во время технического тура на объекты РосРАО, в котором участвовали журналисты, представители общественных организаций и члены Общественного совета ГК «Росатом», следует, что процесс ликвидации «ядерного наследия» на Дальнем Востоке за последние годы существенно продвинулся вперед. Если лет семь назад мы говорили о том, что на Севере эти проблемы начали быстро решать, в том числе и благодаря международному сотрудничеству, а на Дальнем востоке всё было гораздо хуже, то ситуация сегодня изменилась.

Дальневосточный регион практически избавился от накопленного отработавшего ядерного топлива, которое могло бы представлять главную опасность для человека и окружающей среды. Проблему трех аварийных атомных лодок перевели в стадию решения. Одну аварийную лодку выгрузили и отправили на утилизацию. Две АПЛ поставили в «цивилизованный отстой», но вероятней всего окончательную их утилизацию «доверят» следующему поколению. Начали разделку судов АТО. Плавучую мастерскую ПМ-80, которая по своим проблемам является практически аналогом плавтехбазы «Лепсе», выгрузили и поставили на площадку хранения реакторных отсеков. Оставшиеся суда АТО не являются проблемными, и операция по из разделки – лишь вопрос времени. Очень важно, что для хранения реакторных отсеков утилизированных АПЛ и корпусов судов АТО мы сегодня имеем технологическую готовность и площадку хранения с инфраструктурой. Предстоит утилизировать два больших атомных надводных корабля.

Основная проблема Дальнего Востока – это отсутствие достаточных мощностей для разделки кораблей. По сравнению с Севером, где, по крайней мере, 3-4 завода могут выполнять эту операцию, на Дальнем Востоке есть только один и в условиях отсутствия конкуренции его услуги стоят неоправданно дорого. И если учитывать, что сегодня все взаимодействия ведомств построены на рыночных отношениях, то дороговизна услуг по утилизации существенно тормозит этот процесс. Объемы РАО на Дальнем Востоке, по сравнению с Северным регионом мизерные. Строительство участка по кондиционированию ТРО и переработке ЖРО позволит еще больше снизить объемы РАО и без проблем разместить их в имеющихся и строящихся хранилищах. Пока нет планов по строительству в Приморье ПЗРО. Но возможно через 15-20 лет вопрос захоронения ТРО появится на повестке дня, но решать такие вопросы целесообразней по мере их поступления. Твердые высокоактивные отходы в настоящее время находятся во временных хранилищах и очевидно они будут перемещены в ПЗРО для ВАО, строительство которого начнется не ранее 2020 года.

Таким образом, на первый взгляд, как говорится, «картина маслом». У общественности на сегодня есть необходимая информация для того что бы иметь максимальное представление о ситуации с ядерной и радиационной безопасностью на Дальнем Востоке. Но есть и понимание того, что «черт кроется в деталях». И ответственность за «детали» должны полностью взять на себя специалисты. Не реально создать общественный контроль над каждой операцией и каждым шагом тех людей, которые сегодня занимаются процессами, о которых речь шла выше. Общественность должна доверить это специалистам. Возможно, сегодня этого доверия не хватает, но его можно и нужно повышать, в том числе и такими мероприятиями, которые прошли во Владивостоке 22-24-го октября.

Ключевые слова: 
Лепсе (ПТБ), ТНТ-50 (ПМ 80 САТО)
Персоналии: 
Никитин Александр