Вячеслав Рукша: Об Арктике говорят даже там, где снега никогда не видели

3 декабря - День атомного ледокольного флота России. О том, с какими результатами подошел Росатомфлот к своему 55-летию, какие направления деятельности предприятия являются приоритетными, о кадрах и социальной политике, рассказал генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав РУКША.

- Вячеслав Владимирович, 55 лет для человека в определенной степени время оценки достигнутых в жизни результатов. А для Росатомфлота этот юбилей больше с мыслями о прошлом или будущем?

- Бесспорно, 55-летие предприятия - это хороший повод отдать должное ветеранам атомного ледокольного флота. Этим людям удалось доказать всему миру, что достойной альтернативы атомоходам в Арктике нет и в ближайшее время не предвидится. Но плохи те современники, что довольствуются лишь успехами своих предшественников.

В 2008 году наше предприятие стало частью госкорпорации «Росатом». Помимо уникального флота мы принесли с собой в корпорацию множество нерешенных проблем. Кто трудился в то время, помнит, что с появлением у «Норильского никеля» современных судов ледового класса работы у нас стало значительно меньше, а долг предприятия составлял 520 миллионов рублей. В Росатомфлоте была принята антикризисная программа. Нам удалось сделать ключевые организационно-правовые и структурные изменения, что позволило уже в 2009-м перейти ко второму этапу - стабилизационной программе. Во многом благодаря оптимизации текущих расходов, росту транзитных перевозок мы сумели даже перехлестнуться с намеченным на третий этап планом развития предприятия.

- С какими проектами связано развитие Росатомфлота?

- Сейчас об Арктике говорят даже в тех странах, где снега никогда не видели. Причин несколько: Севморпуть, добыча углеводородов и атомный ледокольный флот. Впервые Северный морской путь позволяет доставлять углеводородное сырье на рынки Атлантики и Тихого океана. Сегодня судоходство из Европы в Азию и обратно по высокоширотным трассам является экономически выгодным. Количество дней, требуемое для перехода, расстояние между портами в два раза меньше, чем при транспортировке через Суэцкий канал или мыс Доброй Надежды.

Разработка месторождений нефти и газа может сыграть значительную роль в развитии Северного морского пути. В Арктику идут крупнотоннажные суда водоизмещением более ста тысяч тонн, а еще четыре года назад их дедвейт не превышал и двадцати тысяч. Подчеркну, что добыча углеводородов имеет стратегическое значение для российской экономики. Например, один из наших ключевых партнеров - «Ямал СПГ» строит порт Сабетта. По экспертной оценке, в 2021 году объем экспорта сжиженного природного газа составит 17600 миллионов тонн. Газовозы из Сабетты будут выходить каждые 40 часов. Сейчас создается специальный флот из 16 танкеров-газовозов дедвейтом 115 тысяч тонн. Контракт ФГУП «Атомфлот» с «Ямал СПГ» подготовлен до 2040 года.

- Проводка таких крупнотоннажных газовозов потребует от судоводителей особой тактики?

- Вероятно, проводка будет по принципу работы с судами «Норильского никеля». Наши ледоколы станут прокладывать, расширять каналы и обеспечивать высокий скоростной режим проводки танкеров на выход из Обской губы.

Помимо «Ямала СПГ» в число перспективных партнеров Росатомфлота входит компания «Газпром нефть», занимающаяся развитием Новопортовского месторождения. Этот проект предусматривает создание у мыса Каменный терминала точечной погрузки. К 2017 году заявленный объем составит 5 миллионов тонн.

Мы рассчитываем на вывоз сырой нефти ОАО «Пайяха», которому принадлежат месторождения нефти Пайяхское и Северо-Пайяхское. В 2018-2028 годах ожидается добыча 3 миллионов тонн ежегодно. Специально для этого на мысе Таналау планируется строительство нефтяного отгрузочного терминала.

В этом году мы успешно отработали в Карском море с компанией «Роснефть». Надеемся, что наше сотрудничество на этом не остановится.

Предприятие продолжает партнерские отношения с компанией «Норильский никель». Нас связывает многолетнее сотрудничество. В шутку мы называем «Норильский никель» нашим «папой». В 70-е годы развитие Норильского промышленного района стало отправной точкой в создании мощного атомного ледокольного флота. Несмотря на то, что «Норильский никель» обладает собственными судами ледового класса типа «Арктический экспресс», у нас есть долгосрочный договор на обеспечение проходимости каналов на реке Енисее. Это позволяет компании «Норильский никель» повысить эффективность транспортной системы по доставке своей продукции.

Не исключено, что в ближайшем будущем могут появиться еще компании, занимающиеся добычей углеводородов в Арктике, но без ледокольного обеспечения атомного флота они не смогут рассчитывать на успех. Росатомфлотом накоплен не имеющий аналогов в мире опыт безаварийной работы в высоких широтах.

- Для участия в таких масштабных проектах у Росатомфлота есть кадровый резерв?

- Сегодня мы понимаем, что с учетом стратегической задачи развития предприятия нам необходимо омоложение персонала. Особенно это актуально для потребностей флота. Мы работаем в этом направлении. Нынешний юбилейный год для Росатомфлота стал настоящим годом молодого работника. На предприятии разработана молодежная политика, действует молодежный совет, возобновлены связи с учебными заведениями, активно участвуем в Днях карьеры Росатома. На сегодня 32 процента от всех работников предприятия - это специалисты не старше 35 лет.

В связи с возросшими задачами на трассе СМП и принятым решением о восстановлении лихтеровоза «Севморпуть» и атомохода «Советский Союз», а также строительством новых ледоколов в Росатомфлоте самые актуальные вакансии: судомеханики и электромеханики, судоводители со знанием английского языка и технические специалисты по обслуживанию ядерных установок.

- Всегда будут романтики, стремящиеся работать в Арктике на атомных ледоколах. Что может предложить Росатомфлот прагматикам?

- Для потенциальных соискателей наше предприятие - одно из самых привлекательных в регионе. Сегодня в рамках корпоративной социальной политики госкорпорации «Росатом» среди предприятий дивизиона ядерно-оружейного комплекса мы реализуем все наиболее востребованные программы. Для молодых специалистов самый актуальный вопрос - жилищный. Росатомфлот предлагает привлекательное решение выплат по ипотеке. Наше предприятие внимательно следит за здоровьем своих сотрудников и обеспечивает их полисами ДМС. По условиям коллективного договора ежегодно в Росатомфлоте происходит индексация заработной платы и единовременная выплата премии. Надеемся, что молодежный совет предложит свои свежие идеи для развития социальной политики предприятия в рамках корпоративных требований.

На мой взгляд, еще одним плюсом является внимание ГК «Росатом» к повышению квалификации работников и карьерному росту. Сотрудник Росатомфлота бесплатно может пройти курсы в одном из образовательных центров госкорпорации. Как бы ни сложилась его дальнейшая судьба - знания навсегда останутся с ним. Если у работника есть желание двигаться по карьерной лестнице, то он может стать участником отраслевого кадрового резерва. Обучающие модули позволяют развивать корпоративные и управленческие компетенции. Если вы выдержите конкурсный отбор и справитесь с обучением, то в дальнейшем будете иметь преимущество при назначении на вакантные должности и участие в наиболее важных проектах.

Если вы все-таки решите связать свою жизнь с «Атомфлотом» на долгие годы, то в рамках социальной политики у нас реализуется программа негосударственного пенсионного обеспечения. При выходе на пенсию ее участники получают неплохое денежное подспорье, накопив определенные средства.

- Вячеслав Владимирович, если вернуться к началу разговора, то 55-летие для Росатомфлота - это юбилей больше с мыслями о будущем?

- Мы находимся на важном этапе развития. Наступает время активных действий. От каждого из работников предприятия потребуется немало усилий, чтобы доказать состоятельность Росатомфлота в решении задач любой сложности. Я не сомневаюсь в успехе нашего коллектива.

Персоналии: 
Рукша Вячеслав
Поделиться