Великий ледовый путь

Борьба за Арктику обостряется. Претензии на территории за пределами своей 200-мильной экономической зоны высказала Дания. Эта страна на днях подала соответствующую заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. Причём территория, на которую претендует Дания, включает в себя и Северный полюс. А весной 2015 г. заявку в ООН подаст и Россия.

«Золотое дно»

По самым скромным оценкам, подо льдами Арктики залегает не менее 83 млрд баррелей нефти, что составляет 13% мировых неразведанных запасов. Кроме того, почти все запасы природного газа, что есть в этом огромном регионе, сосредоточены у берегов России. В Баренцевом, Печорском и Карском морях выявлено более 200 перспективных для разработки объектов. Иначе говоря, Арктика - это «золотое дно», но проблема в том, что это дно ледяного океана, а на поверхности - экстремальные климатические условия и полное отсутствие инфраструктуры. Сможем ли мы добраться до этих залежей углеводородного сырья? Обладаем ли мы мощным технологическим ресурсом для освоения этого сурового, но богатого края? Перед Россией в Арктике стоит целый ряд стратегических задач. О них в апреле на заседании Совета безопасности говорил Владимир Путин:

«Крупные проекты в Арктике уже реализуются. Возрождается Северный морской путь: в 2013 г. по нему было перевезено свыше 1,5 млн тонн грузов, хотя ещё несколько лет назад этот показатель составлял немногим более 0,5 млн тонн. В хорошем темпе строится современный арктический порт Сабетта - одна из опорных точек Северного морского пути».

В 2015 г. грузооборот Северного морского пути должен будет выйти на уровень 4 млн тонн. Кроме того, в российской части Арктики планируется создать единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения.

Всё это значит, что необходимо уделить особое внимание развитию атомного ледокольного флота. «Нам нужно ускорить строительство судов ледового класса, новых атомных и дизельных ледоколов, завершить в полном объёме создание современной инфраструктуры навигации, связи, технического обслуживания, оказания экст¬ренной помощи на всём протяжении Северного морского пути», - подчеркнул глава государства. 

Решения едва ли не всех задач, связанных с освоением ледового края, лежат в плоскости атомной энергетики. Именно она ключ к сокровищам Арктики. Именно благодаря ей удастся обеспечить работу буровых и добывающих комплексов, электроснабжение отдалённых районов и, конечно, дальнейшее развитие ледокольного флота России. А он не имеет аналогов в мире. В арсенале страны 6 атомных ледоколов, один контейнеровоз с реакторной установкой и 4 судна технологического обслуживания. 

С 2008 г. «Росатомфлот» входит в состав Госкорпорации «Росатом» и активно улучшает свою базу. Однако без сооружения ледоколов нового поколения - более мощных, экономически выгодных и безопасных - в сложившихся геополитических условиях не обойтись.

«На сегодняшний день принято решение о строительстве трёх универсальных атомных ледоколов, эти суда станут новым словом в освоении Арктики, - говорит Вячеслав Рукша, генеральный директор ФГУП «Атомфлот». - Первый ледокол строится с 2013 г. на Балтийском заводе в С.-Петербурге, с этой же верфью заключены контракты на поставку ещё двух судов. Строительство первого должно быть завершено в декабре 2017 г. Сроки ввода второго и третьего соответственно 2019 и 2020 г. Новые ледоколы будут более мощными и универсальными: благодаря двухосадочной конструкции они смогут успешно применяться не только на трассе Севморпути, но и в устьях сибирских рек».

Важнейшей особенностью ледоколов следующего поколения станет реакторная установка «РИТМ-200», разработанная Госкорпорацией «Росатом». В ней используются реакторы интегрального типа, которые делают конструкцию значительно компактнее и эффективнее. 

Чужого нам не надо

Итак, российский атомный флот возрождается и набирает мощь для решения глобальных задач. Ведь через 6 лет грузооборот по Северному морскому пути увеличится в 17 раз! Это связано в первую очередь с началом масштабного производства сжиженного газа на полуострове Ямал. Кроме того, российские эксперты, а также зарубежные аналитики прогнозируют увеличение грузопотока через Арктику из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион, потому что такой путь гораздо короче, чем через Суэцкий канал. Он значительно экономит топливо. 

Первый транзитный проход по Северному морскому пути иностранного коммерческого судна в сопровождении российских атомных ледоколов состоялся в 2009 г., его начальной точкой была Южная Корея. Два теплохода под проводкой ледоколов «50 лет Победы» и «Россия» благополучно проследовали трассой Севморпути до порта назначения в Нигерии. Время в пути по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал было сокращено на 10 суток. 

В 2013 г. по Северному морскому пути в первый раз проведено коммерческое судно из Китая. Вообще в Поднебесной к этому транспортному коридору проявляют большой интерес: китайцы претендуют на роль одного из ключевых транзитных перевозчиков через Арктику. В 2014 г. российские ледоколы также занимались проводкой караванов судов. А атомоход «Ямал» был занят обеспечением научных экспедиций. 

В первом полугодии завершилась экспедиция «Кара-зима-2014». Результаты впечатлили как самих исследователей, так и представителей заказчиков. За 2 месяца изучены характеристики льда в Карском море, море Лаптевых и западной части Восточно-Сибирского моря. Учёные обнаружили около 1000 айсбергов, исследовали 50 торосов. Подобной экспедиции ни по длительности, ни по протяжённости района исследований, ни по объёму обработанных данных ещё не было. Затем «Ямал» обеспечивал работу высокоширотной арктической экспедиции, которая занималась сбором геофизических данных на российском континентальном шельфе за пределами 200-мильной зоны. Как раз эти результаты и стали основой российской заявки в комиссию при ООН. Собраны доказательства, что значительная часть дна Северного Ледовитого океана (подводные хребты Ломоносова и Менделеева) является продолжением нашей континентальной плиты. 

Напомним, о чём речь. Каждое прибрежное государство имеет права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны шириной 200 миль от береговой черты. В случае продолжения шельфа за её пределы страна может расширить границы, но эти претензии нужно научно обосновать. В 2001 г. Россия стала первым арктическим государством, подавшим заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, однако заявка была отклонена. Причины - чисто профессиональные. Не хватало доказательств, требовались дополнительные научные изыскания. И вот теперь готовится новая заявка. 

Во многом она станет возможной благодаря российскому ледокольному флоту, принадлежащему «Росатому». Под знаком большой медведицы.

«Мы не претендуем на всю Арктику, мы претендуем только на тот её сектор, который исторически осваивался нашими исследователями, - утверждает Артур Чилингаров, полярник, доктор географических наук. - Мы действуем строго в рамках международных норм. Да, сейчас непростая международная обстановка, но, я надеюсь, ООН примет к сведению, что у России богатая история покорения Арктики и её исследований. Мы единственные, кто был непосредственно в точке Северного полюса - то есть на дне океана. В 2007 г. экипаж глубоководного аппарата «Мир» из трёх человек, куда входил и ваш покорный слуга, установил в этой точке российский флаг. Ещё один довод: атомный ледокольный флот, способный дойти в любую точку Северного Ледовитого океана, есть только у России. Больше ни у кого такой возможности нет».

Организации: 
Атомфлот, Росатом
Источник: 
Аргументы и Факты
Поделиться