Освоение Арктики поможет России вернуть статус великой державы

Этот год может стать переломным в осуществлении российских планов освоения Арктики. Долгий период приготовления к масштабной экспансии в высоких широтах, похоже, подходит к концу. Количество событий и новостей, связанных с Арктикой, стремительно нарастает по мере приближения времени подачи российской заявки в комиссию ООН по границам континентального шельфа.

В июле Владимир Путин объявил о начале масштабной программы очистки арктических владений от тысяч тонн отходов, доставшихся стране в наследство от великой Советской империи. Однако другая часть советского наследства – гигантский и героический опыт освоения высоких широт, – Россия намерена использовать в полной мере. В новой арктической стратегии Россия явно пытается реконструировать опыт Советского Союза.

В начале августа два российских ледокола, «Диксон» и «Капитан Драницин» отправились из Мурманска и Киркенеса к Хребту Ломоносова. Экспедиция, находящаяся на этих судах, должна вернуться с окончательными доказательствами прав России на 1,2 миллиона квадратных километров Арктических вод. Весьма вероятно, что российская заявка в Комиссию ООН будет представлена уже в следующем году.

Волшебное слово
Россия медленно и настойчиво наращивает свое присутствие в Арктике, строит новую и восстанавливает старую инфраструктуру, демонстрируя строгую приверженность национальным интересам в этом стратегическом регионе. Слово «Арктика» постепенно стало волшебным паролем, открывающим двери в самые сокровенные кабинеты, обеспечивающим грандиозные федеральные инвестиции, запускающим масштабные научные экспедиции, создающим причудливые деловые альянсы. Словно гигантский магнит, Арктика притягивает к себе внимание самых различных персон, чьи интересы еще недавно казались такими разными, если не сказать противоположными. Она вызывает беспрецедентный энтузиазм у федеральных и региональных политиков, военных, предпринимателей, ученых, журналистов, активистов общественных организаций и многих других. Слово «Арктика» фигурирует в названиях и заголовках многочисленных конференций, круглых столов, художественных выставок, кинофестивалей, концертных туров и торговых брэндов.

Российские арктические планы велики и прекрасны, но сегодня кое-кому может показаться, что они имеют скорее политический, нежели экономический интерес. Действительно, российская арктическая стратегия очень логично подходит к современной политической архитектуре в стране, где мега-проекты с очевидным геополитическим подтекстом столь приветствуются. Но строгая последовательность и воля, с которыми Россия осуществляет свою арктическую стратегию, сулят стране несомненные экономические выгоды и серьезное увеличение глобального политического веса в будущем.

В октябре Президент Владимир Путин посетит Третий Арктический Форум, событие, традиционно используемое для обсуждения важнейших вопросов, связанных с освоением Арктики. В этом году форум пройдет в Салехарде, столице Ямало-Ненецкого автономного округа .

Определив Арктику в качестве главной стратегической ресурсной базы, Российское государство методично продвигается к созданию целостной системы компонентов, призванных навсегда обезопасить национальные интересы в этом регионе, тем самым давая ясный ответ концепциям интернационализации Арктик. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике, одобренным осенью 2008 года, национальные интересы страны включают четыре главных компонента:

  • Использование ресурсов Арктики для решения задач социально-экономического развития страны
  • Сохранение зоны мира и безопасности в этом регионе
  • Сбережение экологических систем Арктики
  • Использование Северного морского пути в качестве национальной транспортной магистрали.

Конец монополии
На старте освоения арктического шельфа Россия сделала ставку на государственные компании, так называемые естественные монополии, решительно отстранив от «арктического пирога» все частные и иностранные компании. В соответствии с федеральным законодательством лицензиями на разведку и освоение арктических шельфовых ресурсов могут обладать только компании с превалирующим государственным участием и 5-летним опытом работы в подобных проектах. Этим требованиям отвечают только две компании – «Газпром» и «Роснефть», и сегодня они владеют лицензиями на 65 шельфовых участков.

За последние несколько лет эти компании инвестировали 100 миллиардов рублей (3,3 миллиарда долларов) в освоение нефтегазовых шельфовых месторождений, но, несмотря на это, Федеральное правительство вынуждено признать, что компетенции и инвестиционного потенциала монополистов недостаточно для достижения желаемых быстрых темпов освоения арктического шельфа. Сегодняшние достижения Газпрома и Роснефти не шельфе пока весьма скромные и, по всей видимости, не вполне соответствуют устремлениям российского правительства. В 2011 году объем добычи на арктическом шельфе составил 13 миллионов тонн нефти и 57 миллиардов куб. км. природного газа. Долгожданное промышленное бурение с платформы Приразломная в Печорском море, планировавшееся на конец 2011 года, было в результате отложено на 2013 год. Бесславный конец альянса Газпром-Статойл-Тоталь после нескольких лет громких презентаций и обескураживающих обсуждений ясно показал, что российские правила «арктической игры» в нынешней ситуации на мировом газовом рынке не отвечают ожиданиям иностранных инвесторов и партнеров.

В то же время частные российские компании, такие как Лукойл, Татнефть, ТНК-БП все громче стали требовать допуска на арктический шельф. С 2010 года российские официальные лица уже открыто начали признавать необходимость либерализации правил допуска к арктическим шельфовым месторождениям и привлечения к шельфовым проектам частных компаний. Почти два года назад Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды объявило о подготовке федеральной программы освоения арктического шельфа до 2030 года. В апреле этого года главы четырех российских компаний – Сургутнефтегаз, Лукойл, Башнефть и ТНК-БП напрямую обратились к Владимиру Путину с требованием равного допуска к ресурсам арктического шельфа. Они особо подчеркнули, что выполнение программы невозможно без участия частного капитала.

Новая программа освоения шельфа, как предполагается, должна разрушить монополизм государственных компаний и способствовать привлечению новых инвестиций для геологического изучения и экономической промышленной разработки месторождений арктических морей. В начале августа программа была, наконец, представлена на рассмотрение правительства. Она предусматривает необходимость бурения 150-290 поисковых скважин и существенное расширение сейсмической разведки в Арктике. В результате ее осуществления, как ожидается, объем добычи нефти на арктическом шельфе к 2030 году должен достичь 66,2 миллиона тонн, а газа – 230 миллиардов кубометров.

Дискуссии вокруг программы показали, что различные федеральные министерства пока не пришли к общему пониманию по поводу условий доступа на арктический шельф нефтегазовых компаний. К примеру, Министерство природных ресурсов считает возможным разрешить частным компаниям производить собственную разведку на арктическом шельфе, а в случае обнаружения коммерчески выгодных месторождений участвовать в их разработке в консорциуме с государственными компаниями. С другой стороны, Федеральное антимонопольное агентство настаивает на предоставлении всем компаниям, имеющим пятилетний опыт работы на шельфе, равных условий допуска как к разведке, так и к освоению месторождений.
Как бы то ни было, программа не была окончательно утверждена правительством, и ее новая версия будет представлена в начале октября специально созданной рабочей группой. Доступ частных компаний к арктическому шельфу должен в принципе ускорить темпы его освоения. Но вице-премьер правительства Аркадий Дворкович уже заявил, что строгий государственный контроль над освоением шельфа будет сохранен. Дворкович возглавил рабочую группу по подготовке окончательной редакции программы.

Частные компании тем временем уже демонстрируют бурную деятельность в Арктике. Компания НОВАТЭК, второй крупнейший производитель газа в России, начала реализацию масштабного проекта производства сжиженного газа на полуострове Ямал. Проект «Ямал СПГ» предусматривает строительство завода по производству СПГ, создание нового морского порта неподалеку от поселка Сабетта в Карском море, а также закладку собственного танкерного флота ледового класса. Общий объем инвестиций оценивается в 20 миллиардов долларов (не включая стоимость транспортной инфраструктуры). Проект реализуется совместно с компанией «Тоталь», которой принадлежит 10% акций НОВАТЭКа. «Тоталь» также приобретет 20% акций нового завода Ямал СПГ. В прошлом месяце состоялась официальная закладка порта Сабетта, и к 2016 НОВАТЭК намерен начать отгрузку первых 5 миллионов тонн сжиженного газа для транспортировки по Северному Морскому Пути. К 2018 году объем СПГ, отгружаемого из этого порта должен достичь 18 миллионов тонн, а в дальнейшем составить 20-25 миллионов тонн. Не так давно НОВАТЭК подписал соглашение с Газпромом, которое предусматривает строительство еще одного завода СПГ мощностью в 20 миллионов тонн. По оценке министра транспорта Максима Соколова, объем углеводородов, отправляемых из Обской губы по Северному Морскому Пути, в перспективе может превысить 50 миллионов тонн.
По сообщению The New York Times, НОВАТЭК готовится начать экспорт российского газа в Европу, нарушая тем самым монополию Газпрома. Как сообщает газета, НОВАТЭК подписал соглашение с третьим по величине энергетическим концерном Германии Energie Baden-Württemberg (EnBW) на поставку 2 миллиардов кубометров природного газа.

Другая частная компания Печора СПГ (в прошлом СН-Нефтегаз) намерена инвестировать 5 миллиардов долларов в строительство завода по производству СПГ в Ненецком автономном округе. Проект включает в себя освоение Кумжинского и Коровинского месторождений, прокладку 400-километрового газопровода и строительство морского терминала в порту Индига. Первые экспортные поставки с терминала ожидаются уже в 2015 году. Компания планирует производить 2,6 миллионов СПГ на первом этапе проекта, которые будут поставляться на рынки Юго-Восточной Азии. Печора СПГ также разместила заказ на строительство танкеров-газовозов ледового класса.

Свои планы на развитие порта Индига имеет компания «Транснефть». Компания намерена построить здесь нефтяной терминал, который будет способен принимать танкеры водоизмещением до 300 тысяч тонн. Новый терминал в будущем будет отгружать от 12 до 14 миллионов тонн нефти ежегодно.

Арктическая артерия
Экономическая экспансия в Арктике создает совершенно новую ситуацию для развития стратегически важного Северного Морского Пути, артерии, которая полностью контролируется Россией. В конце июля Президент Путин подписал долгожданный Закон о Северном Морском Пути, который определяет его акваторию и устанавливает правила его использования. Закон также предусматривает создание администрации СМП, которая будет принимать заявки на прохождение вдоль трассы и взымать плату за ледовое сопровождение. Сегодня объем грузов, транспортируемых вдоль СМП довольно скромен, однако из года в год он демонстрирует позитивную динамику. В прошлом году вдоль СМП проследовало 34 судна, а объем грузов составил 820 тысяч тонн. Навигация 2012 обещает принести удвоение грузопотока.

Потенциальный объем грузооборота в Российской Арктике трудно оценить, и прогнозные оценки экспертов чрезвычайно различны. Однако большинство из них являются оптимистичными либо очень оптимистичными. Секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев, например, считает, что общий объем перевозимых грузов по трассе СМП может достичь 64 миллиона тонн в 2020 году и 85 миллионов тонн в 2030.

Простые расчеты, сделанные на основании обнародованных нефтегазовыми гигантами планов транспортировки углеводородов в Арктике, поражают воображение. В дополнение к 50 миллионам тонн СПГ из Обской Губы, запланированных НОВАТЭКом и Газпромом 12 миллионов тонн нефти должно быть отправлено на трассу компанией Лукойл с терминала Варандей в Печорском море.

Существенная прибавка к грузообороту СМП произойдет в начале 2013 года, когда заработает, наконец, платформа Приразломная. Платформа рассчитана на производство 8 миллионов тонн нефти с морского шельфа. Газпром, которому принадлежит Приразломная, уже начал переговоры с Совкомфлотом, крупнейшим морским перевозчиком России о транспортировке нефти и газа по трассе СМП.

Серьезный импульс увеличению потока грузов по СПМ мог бы дать проект Белкомур, предусматривающий строительство 1155-километровой железной дороги, с целью соединения быстро растущих регионов Полярного Урала и Коми с морскими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы. В случае реализации этого проекта, стремительно развивающиеся предприятия этих регионов могли бы дать северным портам до 15 миллионов тонн калийных удобрений, угля, древесины и металлов. Неотъемлемой частью Белкомура является строительство глубоководного участка Архангельского морского порта в Белом море. Однако федеральное правительство сегодня более склоняется к более дешевому варианту проекта, оценивая объем необходимых инвестиций как слишком высокий. Общая стоимость Белкомура оценивается в 400 миллиардов рублей.

В феврале этого года, посещая Пермский Край, Владимир Путин в целом положительно оценил проект, но заметил, что он нуждается в дополнительном изучении. Министерство транспорта относится к проекту в его нынешнем виде достаточно прохладно, несмотря на то, что он был включен в Стратегию социально-экономического развития Северо-Западного Федерального Округа и в Стратегию развития железнодорожного транспорта. Министерство рекомендует оптимизировать проект, ограничив его осуществление только южным участком. Это означает, что грузы из Коми и с Урала могут в будущем двигаться в направлении порта Мурманск, минуя Архангельск. Высокая вероятность изменения географического вектора Белкомура подтверждается состоявшейся в июле этого года встречей представителей правительств Республики Коми и Мурманской области, на которой ответственные лица обсудили необходимость координации между деятельности в рамках проекта Белкомур и развитием Мурманского транспортного узла. Новые параметры Белкомура, вероятно, будут обнародованы в сентябре. Транспортный коридор между Пермским краем, Коми и северными портами должен в любом случае быть готов к 2015 году, так как к этому времени ожидается увеличение поставок калийных солей со стороны предприятия «Уралкалий» с 11,5 до 16 миллионов тонн. К 2018 году к этому объему должно добавиться еще 2 миллиона тонн ежегодно от компании «Уралхим».
В перспективе арктические порты могут быть соединены железными дорогами, что сделает эксплуатацию Северного Морского Пути еще более эффективной. К примеру, администрации Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, а также Тюменской области готовят схему реализации проекта «Северный Широтный Ход», предусматривающий соединение столицы ЯНАО Салехарда с портами Дудинка и Игарка. Развитие нефтегазовой промышленности Ненецкого автономного округа делает перспективным строительство железной дороги между портом Индига и Сыктывкаром, столицей Республики Коми. Сооружение железной дороги между портом Индига и Сосногорском является частью Стратегии развития железных дорог России до 2030 года.

Все экономические прогнозы сулят неизбежный и быстрый рост транспортировки грузов по СМП, что потребует координации деятельности различных логистических и транспортных компаний в регионе. Первым шагом в этом направлении может стать предстоящее объединение администраций морских портов Мурманска и Архангельска, планируемое в этом году.

Разработка нефтегазовых ресурсов и морской навигации в Арктике требует надежной и независимой системы мониторинга климата, погоды и ледовых условий. Это условие будет обеспечено Федеральным космическим агентством Роскосмос, которое приступает к созданию космической системы гидрометеорологического мониторинга «Арктика». Стоимость программы оценивается почти в 70 миллиардов рублей. Важно отметить, что ради создания этой системы Роскосмосу пришлось отказаться от 16 других космических проектов, заложенных в Федеральную космическую программу, включая межпланетные полеты к Венере и Меркурию. Первый этап создания космической системы мониторинга Арктики, как ожидается, будет готов к 2015 году.

Известно, что Россия обладает самым мощным в мире ледокольным флотом. Сегодня ледовую проводку по Северному Морскому Пути могут производить шесть атомных ледоколов: «Россия», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «Советский Союз» и «50 Лет Победы». Помимо этого, собственным ледокольным флотом обладают основные российские нефтегазовые гиганты, горнодобывающие компании, осуществляющие собственные перевозки и транспортные компании. «Норильский Никель», например, владеет шестью ледокольными контейнеровозами, построенными в Германии. В собственности Лукойла 10 танкеров ледового класса, многофункциональный ледокол «Варандей» и ледокольный буксир «Тобой». Совкомфлот эксплуатирует 2 многоцелевых ледокола и строит два новых ледокола, которые будут спущены на воду уже в будущем году. Как уже отмечалось, свои планы по строительству ледокольного флота имеют НОВАТЭК и Печора-СПГ.

Тем не менее, очевидно, что круглогодичная эксплуатация СПМ критически зависит от атомного ледокольного флота, способного обеспечить экономически эффективную скорость ледовой проводки в 10-12 узлов, в то время как скорость обычных танкеров ледового класса обычно не превышает 2-4 узла. Но так же критическим является возраст российских атомных ледоколов, которым предстоит вывод из эксплуатации в период между 2014 и 2025 годами. Понимая это, Российское правительство приняло программу модернизации ледокольного флота, стартовавшую в этом году. Согласно ей, к 2020 году в России будет построено 3 новых атомных ледокола мощностью 60 мегаватт и 6 дизель-электрических ледокола мощностью 25 мегаватт. Каждое из этих судов может эксплуатироваться в течение 40 лет.

Вдоль Северного Морского Пути Россия намерена построить 10 поисково-спасательных центров, первый из которых будет открыт в конце августа в Дудинке. Еще один уже строится в Нарьян-Маре и будет открыт в следующем году. Как сообщалось, в 2013 году будут также открыт поисково-спасательный центр в Мурманске. Все спасательные центры должны быть готовы к эксплуатации к 2015 году. В каждом из них будет работать 60-80 специалистов. Министерство чрезвычайных ситуаций также сообщило о создании авиационного подразделения, состоящего из 18 самолетов, который будут расположены на арктических аэродромах.

Диалог с позиции силы
Россия в своей арктической стратегии остается приверженной принципам мира и сотрудничества. Симптоматично, что наиболее представительное собрание, обсуждающее арктические вопросы, получило название «Арктика. Территория Диалога.» Но не менее симптоматично то, что вести диалог с соседями по Арктике Россия предпочитает, будучи уверенной в собственной силе. Становясь ареной активной международной деятельности, Арктика может показаться уязвимой также и с военной точки зрения. Поэтому экономическая экспансия в регионе происходит параллельно с обновлением и модернизацией военного присутствия.

С 2007 года Россия возобновила патрулирование арктического воздушного пространства. В мае этого года командующий военно-воздушными силами западного округа генерал Игорь Макушев объявил, что Россия приступает к возобновлению деятельности военных аэродромов в регионе, которые оставались замороженными с советских времен. Разумеется, речь не идет о полномасштабном развертывании военных баз, однако предпринимаемые меры позволят восстановить взлетно-посадочные полосы, радиолокационное оборудование и диспетчерские службы, чтобы в случае необходимости их можно было использовать в качестве аэродромов подскока.

Прошлой осенью министерство обороны объявило о планах создания двух арктических бригад в структуре воздушно-десантных войск. В начале сообщалось, что эти подразделения будут расположены на территориях Мурманской и Архангельской областей, но уже в июле этого года командующий сухопутными войсками России генерал-полковник Владимир Чиркин заметил, что окончательное решение о их дислокации пока не принято. По словам генерала Чуркина, арктические бригады могут быть размещены в местах уже существующих военных городков, например, в Печенге, Кандалакше, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа или даже в Якутии.

2012 год дал старт новой федеральной программе «Государственная граница Российской Федерации до 2020 года», которая уделяет особое внимание арктическим регионам. В ее рамках в Арктике будет создано 20 пограничных пунктов, которые обеспечат полный контроль над северными рубежами страны. Эта цель особенно актуальна для России, имеющей в Арктике границу протяженностью около 20 тысяч километров. Сегодня, по словам главы пограничной службы Владимира Проничева, около 2,5 тысяч километров Северного Морского Пути вообще не контролируются радиолокационными средствами.

Дополнительную безопасность государственных границ должна обеспечить программа модернизации системы береговой охраны, также стартовавшая в этом году. В частности, она предусматривает оснащение береговой охраны новыми кораблями. На судоверфи в Зеленодольске заложен новый пограничный сторожевой корабль, который в будущем должен заменить старые суда береговой охраны, не способные эффективно оперировать в ледовой обстановке. Новый корабль водоизмещением 2,5 тысячи тонн будет способен развивать скорость до 20 узлов и работать в автономном режиме до 60 дней в суровых арктических условиях.

Титанические усилия, предпринимаемые Россией в Арктике в условиях непростой экономической и политической ситуации, могут показаться чрезмерными и неадекватными поставленным целям. По многим признакам заметно, что Путин, озабоченный последними волнениями в обществе, настойчиво ищет способы консолидации нации. В своих публичных выступлениях Путин все чаще обращается к примерам и образцам, устойчиво и порой вполне успешно использовавшихся в Советском Союзе, стране, крушение которой Президент назвал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века.

Мы – нация победителей. Это заложено в нашем генетическом коде, – заявил Путин в известной предвыборной речи.

В одном из своих последних выступлений Президент призвал региональных омбудсменов подумать об идеях, которые могли бы консолидировать нацию, и привел в качестве примера такой консолидации широко известную формулу «советский народ как новая историческая общность». Глава государства охотно использует советскую риторику, обращаясь к испытанным идеологическим приемам и оборотам, призванным мобилизовать и сплотить народ перед лицом высоких и патриотических целей.

Арктический проект, как представляется, очень хорошо подходит в качестве одной из таких целей. В этом случае, не кажется невероятным, что если арктические планы и мечты России осуществятся, однажды измученное экономическими неурядицами человечество увидит на Крайнем Севере сияющий фасад возрожденной империи

Источник: 
murmansk.bezformata.ru
Поделиться