Интервью с заместителем начальника Управления «Росатома» Анатолием Григорьевым

- Когда Вы начали работать с ЭПСИ и что Вы думаете о достигнутых на сегодняшний день результатах?

- С фондом ЭПСИ, «Ядерное окно», я начал работать с 2004 года. Участвовал в разработке предложений для заключения Исполнительных соглашений о Грантах (ИСГ) №-1 и №-2. По первому соглашению разрабатывался Стратегический мастер-план (СМП) утилизации и экологической реабилитации выведенных из эксплуатации объектов атомного флота и обеспечивающей инфраструктуры для Северо-западного региона России, по второму – выполнялись неотложные проекты для пункта временного хранения ОЯТ и РАО в Гремихе. Позже мне довелось участвовать в обосновании необходимости принятия и других ИСГ. Результаты, достигаемые в ходе реализации ИСГ, как правило, соответствовали заданным параметрам технических предложений. Cледует признать, что созданные системы радиационного мониторинга и аварийного реагирования в Мурманской и Архангельской областей работают очень хорошо. Трудно также переоценить влияние СМП на использование системного подхода в части экологической реабилитации. Мнение же такое – результаты хорошие. Только хотелось бы, чтобы эти хорошие результаты достигались как можно быстрее. Но время - субъективный фактор, и очень часто получается, что быстро не всегда хорошо. 

- Что Вы, основываясь на собственном опыте, считаете необходимым сделать в рамках многостороннего сотрудничества для учета всех проблем и обеспечения их ясности и понятности как с технической, так и со стратегической точек зрения?

- Чтобы учесть все проблемы, требуется тщательный мониторинг эксплуатации объектов атомной энергетики. В случае с проблемами ядерного наследия России, такой мониторинг части объектов отсутствовал, исходная информация была не полной, а в отдельных случаях недостоверной. Для принятия правильного решения требуется дополнительная оценка исходной информации высококвалифицированными специалистами, проработка различных вариантов решения по каждому объекту, коллективное обсуждение и, наконец, выбор наиболее приемлемого решения. Поэтому, безусловно, правильным было решение о разработке СМП. Для разработки плана было привлечено большое количество экспертов с российской стороны и международных консультантов. Эти специалисты сумели обеспечить и сбор информации, и ее систематизацию, и плановое обсуждение, и всестороннюю оценку. На основе этого был получен отличный документ, позволяющий планировать дальнейшую деятельность как Госкорпорации «Росатом», так и странам-донорам. Выводы о сложности проектов, их опасности для окружающей среды и стоимости, позволили определить приоритетность выполнения. Результаты разработки были утверждены Оперативным комитетом ЭПСИ, одобрены Ассамблеей вкладчиков. Позже СМП был утвержден генеральным директором Госкорпорации «Росатом». Именно СМП является тем комплексным документом, который учитывает технические особенности, стратегические цели и приоритеты в решении сложных экологических задач. В период работы по СМП была разработана и введена в эксплуатацию Информационная система управления проектами (ИСУП). После завершения Гранта Госкорпорация «Росатом» продолжает эксплуатацию ИСУП и использует ее в качестве инструмента учета и принятия решений по всем проблемным вопросам экологического наследия.

- Насколько важны были для «Росатома» и для Вас лично подъем судна «Лепсе» и его помещение в сухой док в прошлом году?

- Подъем и перемещение судна «Лепсе» на стапельную плиту стало важным этапом подготовительного периода ликвидации ядерно- опасного объекта. Сейчас мы переходим непосредственно к работам по утилизации судна с последующим формированием двух блок-упаковок, сооружением укрытия над хранилищем ОЯТ и поставкой оборудования для выгрузки ОЯТ. Наличие судна «Лепсе» на стапельной плите придает уверенности в том, что проект вступил в фазу практической реализации.

- Можете ли Вы рассказать нам о ходе реализации проектов ЭПСИ в губе Андреева? Каковы наиболее трудные и сложные аспекты работы и чего можно ожидать в 2015 году?

- Ход реализации проекта в губе Андреева показывает всем, что это не сложный, а очень сложный и проект, и объект. На объекте хранится 22 000 ОТВС в условиях, отличных от современных требований, предъявляемых к объектам такого уровня. Для подготовки инфраструктуры к вывозу ОЯТ будет построено два сооружения (накопительная площадка ТУК и укрытие хранилищ с ОЯТ), на пирсе будет установлен кран перегружатель, в сооружениях будет установлено 4 мостовых крана различной грузоподъемности, изготовлено две тележки для перевозки ТУК, транспортер для перевозки ТУК, перегрузочный агрегат и установлена новая трансформаторная подстанция. На текущий момент времени практические работы находятся в различной стадии готовности. Управление проектом осуществляет Объединенная группа управления, состоящая из специалистов АО ФЦЯРБ и компании НУВИА. В текущем году будут сданы в эксплуатацию кран- перегружатель и накопительная площадка для хранения ТУК. Наиболее сложными являются работы по строительству укрытия блока сухих хранилищ с ОЯТ. Связано это, прежде всего, с неточными сведениями о состоянии места строительства и, как следствие, с выемкой больших объемов грунта, загрязненного радионуклидами. Потребовалось проведение дополнительных инженерно-геологических изысканий для получения достоверных сведений. Полученная информация позволила принять уточняющие решения для повышения надежности строительных конструкций и будущей эксплуатационной безопасности. Результаты проделанной работы позволяют надеяться, что каркас здания будет установлен в конце 2015 года, и в зимний период 2016 года можно будет начать выполнение внутренних работ. Надеюсь, что 2015 год будет наиболее успешным в части завершения поставок оборудования и ввода в эксплуатацию одного из строящихся зданий. Хотелось бы также отметить важную роль Администратора Фонда ЭПСИ, «Ядерное окно», в выполнении всех ИСГ. ЕБРР доверил выполнять эту функцию Департаменту ядерной безопасности, и у нас установилось очень хорошее сотрудничество. Вместе мы достигли заметных результатов. 

- Что касается ввода в эксплуатацию и начала работы комплекса в губе Андреева, то как Российская Федерация будет осуществлять вывоз ОЯТ?

- Ввод в эксплуатацию комплекса по обращению с ОЯТ – это действительно отдельная история. И только успешное завершение этой истории позволит начать новый этап вывоза ОЯТ.

В истории подготовки к эксплуатации, начатой в 2001 году, принимали и принимают участие такие страны- доноры как Норвегия, Швеция, Великобритания, Италия, а также Европейская комиссия и, конечно, все вкладчики Фонда ЭПСИ, «Ядерное окно». Каждый донор играет свою определенную роль. И если описывать это, то потребуется очень много времени.

Для начала эксплуатации и вывоза ОЯТ на переработку, кроме работ по ИСГ 007В, потребуется завершить создание объектов обеспечивающей инфраструктуры (участок дезактивации, дороги, инженерные сети и сети электроснабжения, слаботочные сети); обучить и допустить к работе по принятой технологии обслуживающий персонал; установить систему учета и контроля ядерных материалов; завершить поставку дизелей, оборудования для обращения с РАО. При финансовой поддержки стран-доноров это будет завершено в 2016 году.

В настоящее время за счет средств Российской Федерации проводится комплектация, ремонт и изготовление инструмента, оборудования и приспособлений для обращения с ОЯТ, разрабатываются необходимые документы: оценка воздействия на окружающую среду (финансируется Норвегией), регламент обращения с ОЯТ, транспортно-технологическая схема перевозки ОЯТ, оценка обеспечения безопасности и специальные условия на поставку. Эти документы после разработки будут согласованы с надзорными организациями.

После готовности зданий, цехов, грузоподъемных устройств, транспортных средств, инженерных сетей, оборудования и инструмента, систем обеспечения безопасности, документации, подготовленного и допущенного персонала, разрешений на выполнение работ со стороны надзорных органов – начнется вывоз ОЯТ. Планируем это выполнить в конце 2016 года.

Согласно предварительным проработкам определена следующая очередность вывоза. Первым хранилищем, из которого будет проводиться выгрузка, определено хранилище 2А, за ним – 2Б и последнее – 3А. Первоначально будет вывозиться недефектное ОЯТ, не требующее никаких дополнительных мероприятий в период перегрузки.

Обращение с дефектным ОЯТ планируется на завершающей стадии после вывоза кондиционного ОЯТ из всех хранилищ. Исходя из анализа состояния хранилищ, большая часть экспертов считает, что большая часть дефектного ОЯТ будет в хранилище 3А. Следовательно, после завершения выгрузки кондиционного ОЯТ из 3А начнется выгрузка из этого же хранилища дефектного ОЯТ. Вывоз дефектного ОЯТ, скорее всего, будет проводиться без перечехловки в старых чехлах, установленных в новый пенал. Разделка старых чехлов с дефектным ОЯТ будет производится на производственном объединении «Маяк», на котором при финансовой поддержке Франции восстановлен участок для обращения с такими чехлами.

В 2014 году для подготовки операторов к вывозу ОЯТ начата разработка программ обучения при финансовой поддержке Норвегии. В середине 2015 году будет завершен первый этап разработки, а в конце 2015 года программа будет готова в полном объеме.

Для обеспечения гарантированного электропитания объектов обеспечения выгрузки реализуется проект установки дизель-генераторов. При финансовой поддержке Швеции в 2014 году разработана проектная документация. В 2015 году планируется поставка дизель-генераторов за средства Италии. В 2016 году РФ профинансирует установку и подключение дизель-генераторов к сети.

Маршрут перемещения ОЯТ: губа Андреева – ФГУП «Атомфлот» (Мурманск) – ПО «Маяк». Вывоз до Мурманска будет осуществляться многоцелевым судном «Россита» (построено при финансовой поддержки Италии), а далее – по железной дороге. По времени, рассчитанному согласно регламенту, вывоз составит 5 – 6 лет. Таким образом, к 2022 году мы планируем губу Андреева сделать безъядерной зоной.

Спасибо за предоставленную возможность высказать свою позицию. 

Источник: Новости ЭПСИ, выпуск 36, февраль 2014
Персоналии: 
Григорьев Анатолий
Источник: 
Новости ЭПСИ