Николай Гонцарюк, ведущий инженер-конструктор АО «НИКИЭТ»: «Слаженная и согласованная работа соисполнителей позволила выполнить проект в короткие сроки»

- Николай Иванович, в декабре 2014 года была обнародована информация, что АО «НИКИЭТ» успешно завершило проект модернизации контейнеров ТУК-108/1 для выгрузки ОЯТ из отработавших активных зон реактора АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем. Зачем потребовалась эта модернизация?

- Напомню, что для каждого вида ОЯТ существуют свои контейнеры. Есть контейнеры для ОЯТ атомных электростанций, например, ТУК-109. Для вывоза топлива транспортных реакторов (ледоколов, АПЛ и НК с ЯЭУ) существует свой ряд контейнеров. Например, в конце 1980-х – начале 1990-х годов были изготовлены стальные контейнеры ТК-18, разработанные с учётом требований МАГАТЭ. Затем, когда началась утилизация АПЛ, этих контейнеров оказалось недостаточно, в связи с тем, что интенсивность утилизации АПЛ и выгрузки ОЯТ не соответствовала наличию контейнеров для вывоза этого ОЯТ на переработку, а мест хранения в местах выгрузки было недостаточно, тем более что была прекращена эксплуатации всех береговых технических баз, куда это ОЯТ раньше вывозили. В связи с этим возникла необходимость изготовления дополнительного количества контейнеров (спроектировать, разработать документацию и изготовить). Это были ТУК МБК ВМФ или ТУК-108/1.

После того, как функции заказчика и координатора работ были переданы Госкорпорации «Росатом», эти работы продолжились на Ижорском заводе и были взяты под личный контроль Генерального директора ОАО "ПО "Севмаш" Михаила Анатольевича Будниченко. Было изготовлено в общей сложность 108 металло-бетонных контейнеров ТУК-108/1. Они дешевле в производстве и то количество, которое было изготовлено, позволило нам обеспечить на предприятиях-исполнителях работ по утилизации АПЛ темпы выгрузки ОЯТ из реакторов АПЛ с водоводяным теплоносителем. Например, были проблемы с вывозом ОЯТ с ДВЗ «Звезда» (был не готов участок железной дороги, который возит эти ТУК), Росатом доставил туда 80 пустых ТУК-108/1 и в них шла загрузка отработавшего  ядерного топлива утилизируемых АПЛ (на 1 АПЛ приходилось 12 контейнеров). Таким образом эти контейнеры нас выручили с точки зрения темпов утилизации и, с завершением реконструкции участка железной дороги с ДВЗ «Звезда» до основной магистрали, в течение года все ТУК-108/1 с ОЯТ были вывезены на ФГУП «ПО «Маяк» для переработки.

Однако дальше возникла следующая задача – утилизация АПЛ с реакторами на жидкометаллическом теплоносителе (ЖМТ) и обращение с ОЯТ, отличным от ОЯТ реакторов с водоводяным теплоносителем. по габаритам и физическим характеристикам

- Почему для них не подходили существующие контейнеры?

- В первую очередь из-за различий в конфигурации тепловыделяющих сборок (ТВС). Если в АПЛ с водо-водяными реакторами тепловыделяющие сборки диаметром в пределах от 50 до 90 мм, то в АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем применялись сборки диаметром до 180 мм.

Когда Росатом поручил НИКИЭТ решение этой задачи, мы стали искать варианты – разрабатывать новый контейнер или использовать уже существующие. В итоге мы пришли к выводу, что можно использовать ТУК-108/1, но необходимо изменить их «начинку» под иную конфигурацию топлива. В частности, в существующем контейнере не было чехлов необходимого размера и их надо было разработать и изготовить. Это был лишь первый вопрос.

Второй вопрос – топливные сборки для разных типов реакторов имели различную длину. Те кассеты с ТВС реакторов с ЖМТ, с которыми нам пришлось работать, имели больший диаметр и меньшую длину и поэтому на высоту разработанного чехла их можно было ставить в пеналах в 2 яруса, что при использовании модернизированного ТУК-108/1 позволило в 2 раза уменьшить количество ТУК и чехлов, а это уже экономический эффект. Были разработаны пеналы, в которые загружались эти кассеты, а затем один пенал ставился на другой. Таким образом, для модернизации ТУК были разработаны чехол и пеналы. Эту работу делал уже не НИКИЭТ в одиночку – он эту работу организовывал в кооперации с ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ», ОАО «КБСМ» и ОАО «ПО «Севмаш», разрабатывал организационную и технологическую документацию и выполнял отдельные расчёты.

Межведомственные испытания модернизированного ТУК-108/1 проведены в декабре 2014 года на ФГУП «Атомфлот». Результаты испытаний показали правильность подхода в выборе контейнера для ОЯТ реакторов с ЖМТ.

- В каком состоянии сейчас находятся работы по вывозу ОЯТ? Сколько ТУК потребовалось для вывоза тепловыделяющих сборок с ЖМТ на ФГУП «ПО «Маяк»?

- Пока ещё вывоз на ФГУП «ПО «Маяк» не начинался. Одну партию ТВС с ЖМТ (реактора АПЛ зав. № 900) в 2012 г. мы загрузили в 05 модернизированных контейнеров ТУК-108/1 и они пока находятся на площадке ФГУП «Атомфлот». Вторую (реактора АПЛ зав. № 910) мы в 2014 году уже загрузили в пеналы и они ожидают загрузки в чехлы и вывоза из Гремихи на ФГУП «Атомфлот». Данную работу планирует выполнить СЗЦ «СевРАО»-филиал ФГУП «РосРАО» совместно с ФГУП «Атомфлот». Контейнеры с теми чехлами, которые мы сейчас разработали, будет транспортировать судно АТО  «Серебрянка» (ФГУП «Атомфлот), в эти чехлы загрузят пеналы, доставят их  на ФГУП «Атомфлот» и одним эшелоном 10 ТУКов доставят спецэшелоном  на ФГУП ПО «Маяк».

На ФГУП «ПО «Маяк» осуществлена вся необходимая подготовка к приёму топлива: разработана технология, выполнен пилотный проект по переработке этого вида топлива, оформны лицензии и все прочие разрешения, технико-экономическое обоснование (ТЭО) стоимости переработки и в этом году готовы принять это топливо.

- Какие организации, кроме НИКИЭТ, участвовали в данном проекте?

- Это был международный проект, который финансировало министерство обороны США. Генеральным субподрядчиком с американской стороны выступила компания «Ю Ар Эс Федерал Сервисез Интернэшнл, Инк.», а мы были субподрядчиком. Вместе с нами эту работу выполняли ОАО «КБСМ» (Санкт-Петербург) – разработчик ТУКа и чехла, ОАО «ГНЦ РФ – ФЭИ» – разработчик пенала. Также ФЭИ провёл обоснование ядерной и радиационной безопасности хранения топлива в модернизированных ТУК-108/1. СевРАО выполняет роль получателя чехлов и пеналов, а ОАО «ПО «Севмаш» изготавливало всё оборудование и доставляло на ФГУП «Атомфлот», который будет заниматься работами по доставке ТУКов в Гремиху, загрузкой пеналов в чехлы, которые находятся в модернизированных ТУК-108/1 на борту судна АТО «Серебрянка», доставке их в г. Мурманск и перегрузке в спецэшелон.

Координировала работы сформированная приказом Директора-Генерального конструктора АО «НИКИЭТ» рабочая группа. Её руководителем был Сергей Григорьевич Ряснянский – главный конструктор, директор отделения по обращению с ОЯТ и РАО и выводу из эксплуатации ядерно- и радиационно опасных объектов. Основной объем работ в этой рабочей группе вели отдел вывода из эксплуатации ядерных объектов, начальник отдела – Руслан Владимирович Кучер и ведущий инженер –конструктор отдела Гонцарюк Николай Иванович, а также отдел международных проектов АО «НИКИЭТ» - начальник отдела Игорь Викторович Кабанов.

- Благодаря чему удалось осуществить проект в такие сжатые сроки?

- Предыдущий, аналогичный,  контракт мы выполняли  15 месяцев, и делали только 28 чехлов для выгрузки ОЯТ АПЛ зав. № 900, а здесь за 8 месяцев для трёх типов реакторов и активных зон изготовили 110 чехлов, 280 пеналов, пробки и прочее оборудование для 15 ТУК-108/1.

Для ускорения мы организовали предварительные работы ещё до принятия Росатомом решения о заключении между ОАО «НИКИЭТ» и компанией «Ю Ар Эс Федерал Сервисез Интернэшнл, Инк.» контракта на выполнение работ по модернизации ТУК-108/1, собирали все предприятия, которые имели опыт работы и проводили предварительное согласование технических и финансовых вопросов. Когда в апреле мы подписали контракт, чтобы окончить его 15 декабря, то мы записали, что работы начаты со 2 февраля. Мы эти работы начали заранее, когда получили гарантии от Росатома, что мы будем назначены исполнителем, а генеральный заказчик дал гарантии, что оплатит те работы, которые были выполнены до момента подписания контракта.

Американская сторона выполнила все свои обязательства своевременно и оказалась очень довольна их результатами.

С российской стороны хочется отметить слаженную и согласованную работу всех соисполнителей, что позволило выполнить работы по  контракту в короткие сроки и, в частности отметить: Заместителя главного конструктора Г.В. Короткова и начальника сектора А.И. Горбунова от ОАО «КБСМ», Заместителя директора института спецсистем А.Н. Забудько и Начальника лаборатории С.А. Николаева от ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ», Начальника производства продукции технического назначения А.П. Абарбарчука и Главного специалиста по маркетингу Е.В. Гилёвой, Заместителя генерального директора по базированию и спецпроизводству Н.В. Мантула, Начальника службы по обращению с ОгригорьЯТ и РАО А.Н. Григорьева, ведущего инженера по обращению с ОЯТ О.В. Колесова от ФГУП «Атомфлот», Главного инженера В.В. Ерёменко и старшего инженера производственного отдела А.А. Хруленко от СЗЦ «СевРАО» - филиал ФГУП «РосРАО».

Таким образом, хочу заверить, что коллектив АО «НИКИЭТ» способен и готов реализовывать любые сложные проекты.

Беседу вела Алёна Яковлева

Ключевые слова: 
Серебрянка (контейнеровоз)
География: 
Гремиха
Поделиться