Валерий Меньшиков: "Наследие «холодной войны» стало практически решаться только в последнее десятилетие и результаты очевидны"

Члены Общественного совета ГК «Росатом» второй раз посещают губу Сайда и знакомятся с результатами работ по решению чрезвычайно сложной задачи – системе безопасной утилизации атомных подводных лодок (АПЛ) и длительного хранения реакторных отсеков (РО).  Наследие «холодной войны» стало практически решаться только в последнее десятилетие и результаты очевидны.    

Основные контуры проекта по утилизации АПЛ, выведенных из эксплуатации, были оформлены на правительственном уровне в 2003 году:

  • Строительство берегового пункта длительного хранения в губе Сайда (ПДХ РО) для 150 РО АПЛ и 25 секций атомных надводных судов и кораблей;
  • Строительство центра кондиционирования и хранения РАО в губе Сайда (ЦКДХ РАО);
  • Усовершенствование СРЗ Нерпа / Мурманск целью ускорения утилизации подводных лодок / утилизации АПЛ:
  • Добиться экологически чистого состояния губы Сайда;
  • Разработка системы учета и контроля ТРО (RAMMSIS).

Работы на площадке губы Сайда начались в 2004 году. Проектные работы вел НИЦ «Курчатовский институт», финансирование шло от Германии.

Уже в 2006 году был сдан в эксплуатацию 1-й пусковой комплекс ПДХ РО, где в следующем году были размещены на площадке для длительного хранения первые семь реакторных отсеков. Пункт длительного хранения РО Сайда оснащен всеми необходимыми устройствами и системами в соответствии с актуальным состоянием науки и техники, как например:

  • системами физзащиты,
  • системами радиологического измерения и мониторинга,
  • противопожарными системами,
  • системами контроля и очистки сточных вод,
  • устройствами гражданской обороны.

В 2011 году ПДХ РО Сайда был передан российской эксплуатирующей организации СевРАО. На сегодняшний день в Мурманской области все 120 АПЛ, выведенных из эксплуатации, разрезаны и находятся в разной стадии подготовки РО к длительному хранению на площадке губы Сайда. 64 реакторных отсека уже поставлены на хранение в течении 70 лет. Это громадное работа и можно поздравить всех участников, занятых в этом уникальном событии, с большим, действительно, историческим успехом.  

В июле 2015 года эксплуатирующей организации СевРАО будет передан уже готовый Центр кондиционирования и долговременного хранения твердых радиоактивных отходов губе Сайда. Строительство этого важного объекта для полной системы хранения металлических и других твердых отходов (АПЛ, судов Атомфлота и судов обеспечения ВМФ РФ) началось в 2009 году и было завершено в декабре прошлого года (смета затрат составляет около 300 млн. €). В этом комплексе нам показали огромный цех разделки ТРО, цех хранения ТРО, помещение, где расположены кессоны обработки РАО. Все оборудование самое современное, но к сожалению, практически все произведено в Германии. Наглядная демонстрация упадка нашей станкостроительной отрасли. Среди разнообразных станков для разделки металла, мощного пресса высокого давления, устройства для жидкоструйной обработки загрязненной поверхности нам показали комплекс различных установок переработки внутриобъектовых вод и жидкостной дезактивации. В нашей стране разработаны и есть действующие комплексы по дезактивации на основе ультразвуковой технологии. На данном объекте они были бы более высокоэффективнее и гораздо дешевле.

Общий объём финансирования проекта в губе Сайда за 2003 – 2014 гг. составил 578 млн. € (доля германских фирм в общем бюджете составляет около 35 %).

С введением первой очереди всего объекта ПДХ РО и РЦКДХ РАО в губе Сайда:

  • Замыкается система утилизации АПЛ Северного Флота.
  • Риск распространения ядерных материалов и опасность нанесения ущерба окружающей среде, воздействующего в первую очередь на Европу, значительно уменьшается.
  • Реализация проекта по утилизации российских АПЛ выполнялась в тесном сотрудничестве с российскими партнерами по проекту, в условиях ЗАТО в заполярном районе России в соответствии с согласованными планами-графиками и финансовыми планами.
  • Проект может и должен служить примером успешного и всесторонне плодотворного международного сотрудничества с Россией.

На площадке в губе Сайда мы увидели первый результат работы ФГУП «Атомфлот» по утилизация плавучих объектов этого Федерального государственного унитарного предприятия – плавучей технической базы (ПТБ) «Володарский». Корпус этого судна разрезан и помещен в два больших специальных контейнера и теперь тоже стоит на площадке длительного хранения. Начаты работы по утилизации ПТБ «Лепсе» и предстоит еще работа по утилизации ледоколов проекта 1052 (10521). Надо отметить, что ПТБ «Лепсе» было выведено из эксплуатации еще в 1988 году и является самым радиоактивным судном в мире. Работы по его утилизации начались на судоремонтном заводе «Нерпа» (г. Снежнегорск), где мы также побывали в рамках этого технического тура. Комплексная утилизация ПТБ «Лепсе» занимает особое место в производственной программе СРЗ «Нерпа» до 2017 г.  В прошлом году ПТБ «Лепсе» был переведен на стапельную плиту для утилизации и выгрузки ОЯТ. В пеналах и кессонах хранилища ОЯТ этого судна размещено 639 отработавших ТВС, большая часть из которых повреждена. Применение стандартных способов и технологий его выгрузки невозможно. Кроме того, внутри судна имеется значительное радиоактивное загрязнение, что не позволяет персоналу находиться там продолжительное время. Принята схема поэтапной (поблочной) утилизации и чистые носовая и кормовая части можно отрезать и формировать контейнеры для перевозки кормовой части в губу Сайда. Затем последуют работы по демонтажу теплообменников и утилизации носовой оконечности. Самое сложное и уникальное – утилизация отсека с ОЯТ. В августе 2017 г. планируется завершить работы по возведению защитного укрытия и перевод в него отсека с ОЯТ. Только после этого можно приступить к проведению эксклюзивных работ по выгрузке ОТВС, подготовив перед этим также уникальное оборудование, которое должно работать в условиях радиационных полей.

Рядом с судном «Лепсе» стоит легендарная АПЛ «К-3» «Ленинский комсомол», которая является первой отечественной подводной лодкой, с которой началось строительство атомного подводного флота России. Принято решение создать на ее основе музей атомного подводного кораблестроения. Для этого надо подготовить эту лодку на СРЗ «Нерпа», стыковать ее части (удален реакторный отсек), конвертовать и транспортировать ее по воде и установить в составе Арктического выставочного комплекса рядом с первым отечественным атомным ледоколом «Ленин» в Мурманске (он уже работает в музейном варианте). Пока на всю программу надо найти финансирование в наше непростое время.

География: 
Сайда-губа, Мурманск
Персоналии: 
Меньщиков Валерий
Поделиться