В Мурманской области завершается уникальная операция по утилизации аварийного реакторного отсека атомной подводной лодки

Специалисты предприятий "Росатома" завершают в Мурманской области уникальную операцию по утилизации аварийного реакторного отсека атомной подводной лодки 705-го проекта. 

Медленно, сантиметр за сантиметром капсула опускается под землю. Из контейнера временного хранения в более защищенный, предназначенный для длительной транспортировки идет перегрузка отработавшего ядерного топлива. Чтобы извлечь его, специалистам вместе с учеными пришлось найти способ доставать из остывших реакторов с жидкометаллическим теплоносителем отработавшие выемные части, а затем разбирать активную зону.

Заместитель главного инженера отделения Гремиха СЗЦ "СевРАО" Александр Бойков:

"Последняя, вообще, была аварийная лодка, где в отсеке радиационный фон доходил до 3 тыс. рентген. Но сначала дезактивировали, выгрузили все это дело. Люди у нас ценны, мы ими дорожим. При проведении всех этих работ переоблучения личного состава, персонала не было". 

Директор СЗЦ "СевРАО" Валерий Пантелеев:

"Эту работу никто, никогда, нигде не делал. Мы делаем это впервые. Единственная зона, которая была разобрана в лаборатории физико-энергетического института, это лабораторный образец. Там ее разбирали в специальной камере с помощью роботов. Здесь, как вы видите, роботов нет". 

Теплоход "Серебрянка" - тоже часть уникальной технологической цепочки, сэкономившей государству миллиарды рублей. Он был предназначен для хранения и перевозки жидких радиоактивных отходов. Теперь часть емкостей переоборудовали для отработавшего ядерного топлива. На носу смонтировали пост загрузки. Плановое время выхода "Серебрянки" в море всегда под грифом "Секретно".

Первый заместитель генерального директора, главный инженер ФГУП "Атомфлот" Мустафа Кашка:

"Нас часто обвиняют, особенно наши норвежские друзья, вы не сообщили, когда судно туда шло или обратно. Но на вопрос: "Что нам открыть все карты и показать заинтересованным людям, не только которые выполняют работу здесь". Это связано и с рисками нападения и прочими. Поэтому мы всегда эту информацию озвучиваем по завершению операции". 

7-8 дней нужно для загрузки судна. На всю операцию вместе с подготовительными работами - 30-40 суток. Обоснования и расчеты рисков длятся куда дольше.

Это не последний рейс "Серебрянки" в Гремиху. Чтобы объект потерял статус радиационно опасного, нужно разобрать еще 8 атомных реакторов и вывезти хранящееся в них топливо, а это 10-12 лет работы. Возможно, будет принято решение и о подъеме затопленных в советские годы реакторных отсеков атомных субмарин. 

Сегодня утилизация ядерного наследия стала плановой работой. Показания дозиметра после трех часовой экскурсии по предприятию — показатель эффективности применяемых здесь уникальных технологий.

Начальник службы радиационной безопасности отделения Гремиха СЗЦ "СевРАО" Ольга Огинова:

"Дозиметр гамма-излучения, который вы сегодня получили, зафиксировал дозовую нагрузку 1 мкЗв. Для населения, вы относитесь к этой категории, предел дозовой нагрузки за год - 1 тысяча мкЗв. То есть получается, что вы получили сейчас одну тысячную предела вашей дозовой нагрузки". 

Из Гремихи "Серебрянка" возьмет курс на Мурманск. Там контейнеры перегрузят в железнодорожный состав и отправят топливо для переработки на Южный Урал.

ГТРК "Мурман"

Ключевые слова: 
Серебрянка (контейнеровоз)
Источник: 
Murman.tv
Поделиться