Реализация первой федеральной целевой программы на Атомфлоте

Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» эксплуатирует, обслуживает и утилизирует атомные ледоколы, суда с ядерно-энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания, обеспечивая ядерную и радиационную безопасность Северо-Западного региона России.

К 2007 году ситуация на ФГУП «Атомфлот» сложилась критической. Твердые радиоактивные отходы (ТРО) приходилось хранить на крыше зданий и открытых площадках, так как проектные мощности не предназначались для хранения радиоактивных отходов большого количества ледоколов. Хранилища были заполнены на 90%, а количество отходов, хранящихся во временных контейнерах, превышало возможности хранения в два раза. Твердые РАО, в свою очередь, не соответствовали требованиям нормативной документации.

Соответственно, срочно требовалось модернизировать инфраструктуру ФГУП «Атомфлот» в части касающейся обращения с ОЯТ и РАО.

Хранение ТРО на открытом воздухе, 2007 год

 

Создание федеральной целевой программы

В 2008 начала действовать Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008  год и на период до 2015 года». Ключевые мероприятия этой программы с соответствующим финансированием приведены ниже в таблице 1.

Таблица 1. Перечень мероприятий ФЦП и объем финансирования

 

С 2007 по 2011 год были выполнены работы по изменению условий хранения твердых РАО и подготовки их к захоронению, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Выполнение работ по изменению условий хранения ТРО и подготовки их к захоронению

 

Обращение с твердыми РАО

В 2011 году построено хранилище радиоактивных отходов, где примерно 560 контейнеров поставлено на временное хранение. Все контейнеры сертифицированы по типу «НЗК» и подготовлены для передачи на длительное захоронение.

ТРО в пункте временного хранения контейнеров РАО, 2009 г.

 

На предприятии создали линию обращения с горючими ТРО, заменив технологию сжигания на технологию прессования отходов. Это позволило проводить кондиционирование горючих и других прессуемых низкоактивных РАО в стандартные бочки с использованием пресса.

Приемо-сортировочный бокс технологической линии кондиционирования горючих ТРО

 

Обращение с отработанным ядерным топливом

В рамках федеральной программы был построен береговой пост загрузки ОЯТ. До этого загрузка топлива в транспортные контейнера с целью дальнейшей переработки на ПО «Маяк» производилась на плавтехбазе «Лотта». Строительство берегового поста позволило повысить безопасность этих операций, теперь комплекс отвечает всем современным требованиям для объектов такого уровня.

Также был модернизирован причал и отремонтированы подкрановые пути коммуникации. Это позволило создать так называемый ядерный остров, где безопасно производятся работы по перегрузке ОЯТ.

Модернизированный причал №5

 

Значительная часть федеральной целевой программы была посвящена утилизации судов атомного технологического обслуживания (АТО).

 

Утилизация плавтехбазы «Володарский»

Благодаря работе СЗЦ «СевРАО» (филиал ФГУП «РосРАО») 27 ноября 2014 года была закончена утилизация плавтехбазы «Володарский». В 2013 году судно было транспортировано в Сайду губу на береговую стапельную плиту, где происходила выгрузка ТРО и разделка корпуса. В результате утилизации были сформированы 2 герметичные блок-упаковки, которые были размещены в пункте долговременного хранения реакторных отсеков «Сайда», а остальная часть судна разделана на металлолом.

Постановка в док и перевод судна на стапельную плиту (6 ноября 2013 г.)

 

Две блок-упаковки от плавтехбазы «Володарский»

 

Утилизация плавтехбазы «Лепсе»

Аналогично «Володарскому», плавтехбаза «Лепсе» является также одним из старейших объектов атомного ледокольного флота. Судно было поднято со дна Черного моря, переоборудовано и введено в эксплуатацию в 1961 году для обеспечения работ по перезарядки первого атомного ледокола «Ленин». «Лепсе» завершило свою работу в середине 80-х годов. Главной особенностью судна было расположение на нем 639 отработанных топливных сборок ледоколов «Сибирь» и «Арктика», часть из которых были дефектными. Со временем аварийный статус ПТБ «Лепсе» был выведен на международный уровень.

В 2012 году плавтехбаза была отбуксирована на судоремонтный завод «Нерпа», где был выполнен комплекс работ по подготовке судна к утилизации, а также совершен демонтаж «чистого» оборудования и надстройки корабля. В октябре 2014 года ПТБ «Лепсе» переведена на открытую стапельную плиту СРЗ «Нерпа».

В настоящее время большая часть металлоконструкций судна уже разобрана, в сентябре этого года была сформирована кормовая блок-упаковка, а в ноябре - демонтирована ходовая рубка. Всё сборки ОЯТ, находящееся внутри ПТБ  «Лепсе», будут извлечены и транспортированы для переработки на ФГУП «ПО «Маяк».

Демонтаж плавтехбазы «Лепсе» на СРЗ «Нерпа», ноябрь 2015 г.

 

Планы на будущее

В целях комплексной утилизации выводимых из эксплуатации судов ФГУП «Атомфлот» (атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь», плавтехбаза «Лотта») разработана «Концепция по утилизации судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания». Также разработана проектная документация по утилизации атомных ледоколов проекта 1052 АО «НИПТБ «Онега» в 2013 году за счет резервных фондов Госкорпорации «Росатом».

В проекте следующей федеральной целевой программы по обеспечению ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года запланировано соответствующее финансирование утилизации судов ФГУП «Атомфлот» начиная с 2016 года.

 

Статья подготовлена по докладу заместителя генерального директора по базированию и спецпроизводству ФГУП «Атомфлот» Н.В. Мантулы на «АтомЭко-2015». Фото: ФГУП "Атомфлот".

География: 
Сайда-губа
Персоналии: 
Мантула Николай
Поделиться