Актуальные вопросы ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктической зоне Российской Федерации

В 2008 году Правительством РФ были утверждены три арктических документа:

  • Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 18.09.2008 № Пр-1969;

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

  • Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 20.02.2013.

Данные документы определили задачи и механизмы реализации государственной политики в Арктике. Соответственно, национальный интерес Российской Федерации в Арктике заключается в минимизации негативного воздействия на окружающую среду арктической территории и сохранение биоразнообразия ее флоры и фауны.

Для России, имеющей богатый опыт освоения полярного Севера, Арктика связана не только с небывалыми темпами освоения, но и со значительным негативным воздействием на окружающую среду. Дальнейшее экономическое и социальное развитие Мурманской области, как Арктического региона, не возможно без решения экологических проблем. Часть проблем необходимо решать уже сегодня и, прежде всего, это проблема накопленного экологического ущерба.

Отходы копились десятилетиями и при переходе к рыночной экономике, сопровождающемся массовой приватизацией в 90-х годах, все эти активы были брошены. Никто не оценивал какой ущерб наносился окружающей среде. Все объекты практически перестали иметь своих хозяев, и процесс проходил без учета ответственности за нанесение вреда окружающей среде.

Решение этой проблемы путем создания организационных, правовых, экономических и технологических механизмов стало одной из приоритетных задач на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Этот процесс - долгосрочный, затратных, тем не менее, мы двинулись в этом направлении, и прежде всего в 2013 году начались процессы инвентаризации нашего наследия.

Согласно Постановлению Правительства Мурманской области от 29.03.2013  № 139-ПП/5 (изменения от 13.12.2013 № 726-ПП, от 26.03.2014 № 153-ПП/5, от 10.03.2015 № 77-ПП, от 12.11.2015 № 518-ПП) в 17 муниципальных образований насчитывается 149 объектов накопленного экологического ущерба (НЭУ). Это несанкционированные свалки, брошенные и затопленные объекты на акватории арктических морей и рек, ядерно и радиационно опасные объекты, территории расформированных воинских частей, особо опасные виды отходов и др.

Этот документ - живой и постоянно пополняется, где ведется мониторинг таких объектов и, самое главное, благодаря ему были начаты проекты по ликвидации накопленного экологического ущерба.

Брошенные и затопленные объекты

Одной из горящих точек на сегодня являются брошенные и затопленные объекты в акватории Арктических морей.  

Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р утвержден перечень приоритетных проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба. Мурманская область вышла в этот перечень с Пилотным проектом «Ликвидация прошлого экологического ущерба, связанного с размещением несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива».

Между Мурманской областью, Министерством природы РФ и Научно-исследовательским институтом по охране окружающей среды заключено трёхстороннее соглашение. Проведены все конкурсные процедуры и исполнителем работ по данному пилотному проекту выбрано ФГУП «РосРАО». Предприятие уже приступило к работе.

В рамках проекта будет проведена инвентаризация всех затопленных объектов на территории Кольского залива и их ранжирование по степени опасности для окружающей среды и навигационной опасности. Будет произведена оценка возможности поднятия данных затопленных объектов. В 2017 году это мероприятие будет одним из самых значимых в плане проведения водоохраны окружающей среды. Согласно проекту будет разработана программа по подъему подобного рода объектов на территории акватории Кольского залива. Все эти мероприятия лягут в основу федеральной целевой программы по охране окружающей среды, заказчиком которой является Минприроды РФ. Эта программа будет действовать до 2020 года. 

Ядерно и радиационно опасные объекты

В 2014 году между Госкорпорацией «Росатом» и Правительством Мурманской области заключено соглашение о сотрудничестве в области ликвидации накопленного и предотвращения текущего экологического ущерба.

В основу легли следующие виды деятельности:

  • мониторинг и выявление ядерно радиационно опасных объектов,
  • разработка комплекса мер по ликвидации ядерно радиационно опасных объектов.

В 2015 году мы пополнили список объектов накопленного экологического ущерба так называемыми пилотными мероприятиями. Среди них - мероприятия по выводу из эксплуатации следующих ядерно радиационно опасных объектов и экологической реабилитации территорий объектов:

  • площадка временного хранения радиоактивных отходов Филиала «35 СРЗ» ОАО «ЦС Звездочка»
  • площадка временного хранения твердых радиоактивных отходов Гремиха СЗЦ «СевРАО»
  • пункт хранения РАО Мурманское отделение филиала «Северо-западный территориальный округ».

Проблемы обращения с особо опасными отходами 

Проблема обращения с особо опасными отходами актуальна для всей страны. Практически все виды опасных отходов присутствуют на территории Мурманской области. К особо опасным отходам относятся:

  • отходы АКБ, конденсаторов, трансформаторов,
  • нефтяные и буровые шламы,
  • отходы промышленности.

В Мурманской области существуют мощности по переработке, использованию и обезвреживанию данных видов отходов, но они решают все задачи локально. Необходимо отметить тот факт, что централизованного пункта по использованию, обезвреживанию, размещению, хранению и захоронению данных видов отходов в области не существует.

В данном направлении устранения или снижения вредного воздействия на окружающую среду особо опасным в промышленности является повторное использование отходов, и в целях решения указанной проблемы Правительством Мурманской области совместно с Госкорпорацией «Росатом» обеспечит консультацию усилий по созданию и использованию объектов имеющих у госкорпорации инфраструктуры для осуществления деятельности по очистке Арктических территорий и акватории от накопленного экологического ущерба, экологическую реабилитацию загрязненных территорий.

Подписанное дополнительное соглашение о сотрудничестве станет важной вехой по организации комплексного подхода к решению данной проблемы и очередным практическим шагом на пути нашей совместной деятельности.

Стоит отметить, что усилия принимаются значительные, но нерешенных на сегодняшний день проблем остается также много. Поэтому мы поставили перед собой задачу разработать комплекс мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба. Мероприятия разделены на три этапа.

I этап (2014 – 2017 годы):

  • инвентаризация объектов накопленного экологического ущерба (НЭУ) на территории Мурманской области и прибрежных акваториях,
  • разработка и апробирование технологии очистки загрязнений и реабилитации территорий в арктических условиях,
  • начало реализации неотложных проектов по ликвидации НЭУ на аварийных и экологически опасных объектах,
  • разработка проектной документации для проведения долгосрочных масштабных мероприятий,
  • консолидация усилий по созданию и (или) использованию объектов инфраструктуры и экологически реабилитированных участков территорий для осуществления деятельности по очистке Арктических территорий и акваторий от НЭУ.

II этап (2018 – 2020 годы):

  • реализация пилотных проектов по ликвидации НЭУ,
  • подготовка проектов для проведения широкомасштабных работ на основе внедрения технологий обезвреживания и переработки накопленных загрязнений,
  • создание промышленных комплексов по хранению, обработке, утилизации и обезвреживанию особо опасных отходов, образующихся на территории Мурманской области и в других арктических регионах

III этап (2021 – 2025 годы):

  • реализация комплексных проектов по очистке от загрязнений прибрежных зон (приморских территорий и прибрежных акваторий) и районов импактного техногенного загрязнения (в том числе на землях лесного и водного фондов).

Материал подготовлен по выступлению Эльвиры Макаровой, Министра природных ресурсов и экологии Мурманской области на IX региональном форум-диалоге «Атомная энергия в Арктике: экология и безопасность», прошедшего 12-13 мая в Мурманске.

Поделиться