В Андреевой Губе завершаются работы по подготовке инфраструктуры для вывоза на переработку отработавшего ядерного топлива атомных подводных лодок

В Андреевой Губе завершаются работы по подготовке инфраструктуры для вывоза на переработку отработавшего ядерного топлива атомных подводных лодок. 

Казалось бы, чего проще - доставить отработавшее ядерное топливо атомных подлодок из хранилища на причал. Но чтобы создать надежную и безопасную технологическую цепочку, понадобилось 16 лет работы, миллионы вложенных в береговую техническую базу в Андреевой Губе рублей, фунтов, евро и крон. Никто и никогда в мире таких операций не выполнял. Правда, никто такого опасного наследия в таких масштабах и не накапливал.

Директор дирекции по ядерной и радиационной безопасности ГК "Росатом" Олег Крюков:

"Уникальность его в том, что здесь создается технологический комплекс, чтобы эту задачу решить в более сжатые сроки. Близится день, когда здесь не будет ядерного опасного объекта".

В 60-е годы хранилище для опасных топливных сборок было построено военными строителями кустарным способом. Через полвека пришлось создавать здание-укрытие, защищать емкости, в которых содержится почти 22 тысячи сборок - часть из них в полуразрушенном состоянии. Теперь здесь установлена надежная биологическая защита, мостовые краны, перегрузочные агрегаты, управляемые дистанционно. 

Главный инженер отделения губа Андреева Северо-Западного центра по обращения с радиоактивными отходами " СевРАО" Игорь Казаков:

"Все манипуляции с топливом производятся с помощью перегрузочного контейнера, которые тоже являются защитой от излучения".

Проект международный, только грант Европейского банка реконструкции и развития "весит" 50 млн евро. Заказчик рассчитывает уложиться в срок.

Генеральный директор АО "ФЦЯРБ" Андрей Голеней:

"Безопасность будет превыше всего. Если что-то будет угрожать, мы пожертвуем немножко сроками, но мы рассчитываем в этом году завершить испытание".

Из хранилища топливо, как в матрешку, помещенное в чехол и контейнер, на транспортере, специально сделанном во Франции, доставят на накопительную площадку, затем по эстакаде на пирс, прошедший полную реконструкцию. 

Директор отделения губа Андреева Северо-Западного центра по обращения с радиоактивными отходами " СевРАО" Александр Краснощеков:

"Разработан был специальный проект, этот кран в единственном экземпляре существует. 50-тонный кран для отправки транспортноупаковочным комплектов с топливом на контейнеровоз" .

Работать будут в 2 смены. Контейнеры со сборками доставят спецсудном на "Атомфлот", твердые радиоактивные отходы в Сайда-Губу. На конец года назначены испытания оборудования и уже в 2017 году начнется вывоз топлива на переработку на челябинский "Маяк".

Елена Белкина. Murman.tv

География: 
Губа Андреева
Источник: 
Murman.tv