Итоги международного сотрудничества ФМБА с норвежским Агентством по радиационной безопасности

Федеральное медико-биологическое агентство России (ФМБА) представило доклад с информацией о проектах, осуществляемых в рамках сотрудничества с Агентством по радиационной защиты Норвегии (NRPA).

Предметом доклада стали результаты научных и практических работ в области регулирующего надзора при реабилитации объектов «ядерного наследия» на Северо-Западе России.

Сотрудничество между ФМБА России и NRPA началось 13 ноября 2008 года, когда было подписано соглашение между Министерствами здравоохранения России и Норвегии. С российской стороны соглашение подписал руководитель ФМБА Владимир Уйба, с норвежской стороны – генеральный директор NRPA Оле Харбиц. Основным предметом соглашения стала организация независимого регулирующего надзора на объектах, на которых осуществлялись совместные работы в рамках программы «Глобального партнёрства», в первую очередь в губе Андреева.

Как отмечается в материале ФМБА, в числе возможных угроз назывались следующие: неудовлетворительное состояние хранения ОЯТ и РАО, недостаточность регулирования в нестандартных условиях, неопределенность в оценке обстановки и доз облучения, недостаточность взаимодействия при аварийных ситуациях. Соответственно, были поставлены три основные цели: обеспечение радиационной готовности персонала, населения, а также аварийная готовность и реагирование.

В рамках этих работ осуществлялись следующие проекты:

  • создание информационно-аналитической системы по радиационной безопасности персонала (2D- и 3D-визуализация радиационной обстановки, разработка маршрутов перемещения персонала);
  • мониторинг профессиональной надежности персонала (система выявления лиц с негативным прогнозом надёжности профессиональной деятельности при обращении с ОЯТ, подбор, тренировка и допуск персонала для проведения радиационно опасных работ);
  • радиоэкологический мониторинг и оценка радиационной обстановки. По результатам этих работ выяснилось, что мощность дозы γ-излучения на территории изменяется в широком диапазоне 0.5-98 мкЗв/час, в т.ч. высокая вариабельность наблюдается на территории зоны контролируемого доступа (ЗКД). В рамках радиоэкологического мониторинга проведена также придонная гамма-спектрометрия морской акватории. Её результаты показали, что основной очаг загрязнения локализован в районе центральной части пирса, мощность дозы донных отложений в диапазоне 0.05-3.5 мкЗв/час, плотность загрязнения донных отложений Cs-137 в диапазоне 100-200 кБк/м2. По данным эхолокации загрязненный участок находится на глубине 18 метров;
  • химический и биологический мониторинг. Как выяснилось, ПДК для химических элементов превышены во многих случаях. Рыбохозяйственные нормативы нарушены практически во всех пробах. Наиболее высокие уровни отмечены для железа;
  • организация регулярного тренировочного процесса с целью последовательной отработки всех элементов аварийного реагирования на радиационные аварии, в том числе межведомственного взаимодействия. Так, международные противоаварийные учения и тренировки были проведены в 2006 и 2016 годах в губе Андреева и в 2009 году в Гремихе.

В ходе совместных работ было разработано и внедрено более 20 новых регулирующих документов, касающихся, в частности, обеспечения радиационной безопасности персонала и населения и проведения индивидуального дозиметрического контроля, документы, регламентирующие порядок обращения с РАО и проведения радиационного мониторинга и контроля; разработаны критерии и нормы реабилитации территорий.

По итогам анализа результатов сотрудничества ФМБА представило следующие выводы:

  • необходимо развивать методологию комплексного радиационно-химического мониторинга и совершенствование моделей оценок рисков радиационной и химической природы;
  • для совершенствования методов ОВОС и эффективности реабилитационных мероприятий целесообразно развитие методов биоиндикации, отражающих интегральное воздействие всех загрязняющих факторов внешней среды;
  • с целью оптимизации защиты при различных сценариях реабилитации, необходимо практическое руководство по установлению референтных уровней;
  • организация информирования населения и развитие эффективных коммуникационных технологий, направленных на совершенствование взаимодействия между местными органами власти и населением.

Материал подготовлен по выступлению заместителя генерального директора "ФМБЦ им. А.И. Бурназяна" Натальи Шандалы на пятом информационном рабочем семинаре «История, текущее состояние и перспективы реабилитации ядерно и радиационно опасных объектов губы Андреева».

Поделиться