Работы по выгрузке ОЯТ из «Лепсе» начнутся в конце года

На прошлой неделе в Мурманской области состоялась официальная церемония открытия защитного Укрытия для выгрузки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из бывшего ПТБ «Лепсе». Сами работы начнутся в конце года.

На торжественное мероприятие на судоремонтном заводе «Нерпа» в Снежногорске  собрались представители ГК «Росатом», Правительства Мурманской области, Европейского Банка Реконструкции и развития, экологического Объединения Bellona и другие российские и иностранные партнеры проекта, который длится более двадцати лет.

Олег Крюков, директор по государственной политике в области ядерной и радиационной безопасности госкорпорации «Росатом» отметил важность и знаковость события:

«Открывается производство, предназначенное для извлечения ОЯТ из ПТБ «Лепсе». Теперь мы можем приступить к самому главному и сложному процессу всего проекта – извлечению ОЯТ, но главное для нас – это безопасность. Здесь, на севере, заканчивается важная работа с ОЯТ. В прошлом году мы начали транспортировку ОЯТ из хранилища в Губе Андреева, на переработку уже отправлено более 3 000 сборок. Сейчас наступило время выгрузки ОЯТ с «Лепсе». Хочу поздравить всех, кто принимал участие в этом проекте», – отметил он.

Проблема «Лепсе»

Напомним, что на плавтехбазе (ПТБ) «Лепсе» – бывшем сухогрузе постройки 1934 года находится 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть из которых повреждена. Большинство ОТВС (621 шт.) размещены в пеналах, а 18 шт. – в кессонах хранилища и имеют коррозионные разрушения, сопровождаемые изменением геометрических размеров и просыпью топливной композиции, исключающие возможность свободного извлечения ОТВС из хранилища по существующей технологической схеме.

Вопрос об утилизации судна поднимался еще в конце 1980-х годов, но тогда не было безопасных технологий выгрузки такого ОЯТ.

По словам генерального менеджера экологического Объединения Bellona Нильса Бёмера (Nils Bøhmer), в начале 1990-х годов, когда Bellona впервые узнала о проблемах судна «Лепсе», озвучивалось два способа обращения с судном.

Первый заключался в том, чтобы утилизировать судно по тем технологиям, которые были доступны в начале 90-х годов прошлого века. Но тогда около 5000 работников получили бы повышенные дозы радиации.

Второй вариант заключался в том, чтобы отбуксировать «Лепсе» на Новую Землю и похоронить в вечной мерзлоте. Тогда Bellona решила привлечь внимание мирового сообщества к проблеме утилизации наследия холодной войны на северо-западе России и привлечь европейское финансирование.

Ты помнишь, как все начиналось

Бёмер рассказал, что в 1993 году Bellona представила Европейской Комиссии свой доклад, посвященный атомному флоту России, в нем, в частности, говорилось о проблеме ПТБ «Лепсе». Он вызвал большой интерес среди официальных лиц Европейского Союза, которые, однако, решили, что ЕС не будет выделять финансовую помощь на решение ядерных и радиационных проблем на севере России.

Bellona не отступила и годом позже пригласила Еврокомиссара по вопросам экологии Янниса Палеокрасиса в Мурманск, где на борту атомного ледокола провела конференцию, посвященную судну «Лепсе», а позже устроила обед на самом ПТБ.

«Во время обеда мы положили на стол счетчик Гейгера и включили его. Надо было видеть глаза официальных лиц, когда прибор начал пищать и накручивать цифры. Произошли сразу две вещи: во-первых, это был самый короткий официальный обед из всех, на которых я присутствовал. А во-вторых, Еврокомиссия приняла решение о выделении финансирования на решение проблемы. Первые 4 млн евро были выделены в рекордно короткие сроки – за две недели», – рассказал Нильс Бёмер.

По его словам, проект «Лепсе» имеет символическое значение: именно с него началась финансовая помощь Евросоюза на утилизацию ядерного наследия Холодной войны на севере страны. Европейский Банк Реконструкции и Развития в рамках проекта «Ядерное окно» за эти годы профинансировал различные проекты на сумму более 120 млн евро.

Носовая блок-упаковка «Лепсе» готова к перемещению в Укрытие на СРЗ «Нерпа». Фото: Анна Киреева

Что дальше?

По словам руководителя проекта по гранту «Лепсе» АО «ФЦЯРБ» Сергея Нохрина, на сегодняшний момент корпус ПТБ «Лепсе» полностью демонтирован. Были сформированы носовая и кормовая блок-упаковки. Кормовая блок-упаковка была отправлена на хранение в губу Сайда осенью 2016 года, а работы с носовой блок-упаковкой в конце года начнутся в здании Укрытия.

Для дефектных ОТВС предусмотрена вырезка всего пенала, который загрузят в перегрузочный контейнер, затем этот пенал перегрузят в чехол, далее – в специальный контейнер КБ-650Б, который будет выведен из Укрытия на перегрузочную площадку. Он будет перегружен на теплоход «Серебрянка». В трюме теплохода будет производиться перегрузка чехлов из этого контейнера в транспортный упаковочный комплект, который предназначен для транспортировки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).

После того, как все ячейки шести транспортных упаковочных комплектов будут заполнены чехлами с ОЯТ, их транспортируют на ФГУП «Атомфлот», где погрузят в специальные эшелоны и отправят на переработку на ФГУП ПО «Маяк» в Челябинской области.

Выгрузка ОЯТ из того, что осталось от «Лепсе» начнётся в IV квартале 2018 года.

«До апреля 2019 года мы планируем выгрузить первую партию. Их всего шесть. В последующем на каждую потребуется около 43 дней», – отметил Нохрин, оговорившись, что уточненный график выгрузки ОЯТ будет согласован после проведения вырезки первой партии.

Все работы планируется закончить в середине 2020 года.

Беллона

География: 
Снежногорск
Поделиться