Гибель атомной подводной лодки "К-8" (1970)

"К-8" – третья построенная в Советском Союзе атомная подводная лодка (АПЛ).

Она была заложена 9 сентября 1957 года в цехе судостроительного завода № 402 (ныне Производственное объединение "Севмаш") в Молотовске (ныне Северодвинск Архангельской области) как крейсерская подводная лодка.

В основу был положен проект первой АПЛ (проект 627А "Кит") с учетом изменений. Главная энергетическая установка (ГЭУ) подводной лодки состояла из двух атомных реакторов с парогенераторами. АПЛ "К-8" спустили на воду 31 мая 1959 года. После прохождения испытаний 31 августа 1960 года она вступила в состав Северного флота.

В 1960-1961 годах АПЛ "К-8" отрабатывала задачи боевой подготовки в море, осваивала еще мало известные в то время тактические приемы использования подводных лодок этого класса, участвовала в натурных испытаниях отдельных видов вооружения и технических средств, планируемых в дальнейшем к использованию на серийных АПЛ.

Из-за недостаточной надежности парогенераторов ядерной энергетической установки на АПЛ "К-8" в те годы произошли две крупные радиационные аварии – одна в июне 1960 года, другая в октябре 1961 года. После устранения последствий аварий подводная лодка продолжала отрабатывать задачи боевой подготовки, участвовала в учениях. В 1966-1968 годах она была на ремонте, вовремя которого были заменены парогенераторы. После его окончания АПЛ продолжила нести боевую службу. Базировалась на базе Военно-морского флота в губе Гремиха (ныне ЗАТО "Островной" Мурманской области).

17 февраля 1970 года АПЛ "К-8" вышла в море для выполнения задач боевой службы. В течение похода она, обогнув Скандинавский полуостров и миновав Фареро-Исландский противолодочный рубеж, форсировала пролив Гибралтар и в Средиземном море вела слежение за американскими авианосцами CVB 41 Midway и CVA 60 Saratoga. 1 апреля, прикрываясь акустическим шумом большого ракетного корабля (БРК) "Бойкий", подводная лодка форсировала Гибралтар и направилась в родную базу. Однако 6 апреля был получен новый приказ – следовать в северо-восточную часть Атлантического океана для участия в маневрах "Океан", начало которых планировалось на 14 апреля, а завершение – к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина – 22 апреля 1970 года. АПЛ "К-8" поставили задачу обозначать подводные силы "противника", прорывающиеся к берегам Советского Союза.

8 апреля 1970 года, когда подводная лодка находилась в Бискайском заливе, севернее Азорских островов, при всплытии под перископ для проведения сеанса радиосвязи на глубине 120 метров в 22.30 из-за короткого замыкания произошел пожар почти одновременно в рубке гидроакустиков в третьем (центральном) отсеке и в труднодоступном месте седьмого (электротехнического) отсека. В течение минуты по сигналу аварийной тревоги в центральный пост прибыли командир подводной лодки и командир электромеханической боевой части, начавшие руководство борьбой за живучесть корабля. Подводная лодка всплыла в надводное положение. Очаг возгорания в третьем отсеке был ликвидирован системой воздушно-пенного тушения (ВПЛ), но из-за сильного задымления и высокой концентрации угарного газа личный состав третьего отсека был выведен в четвертый отсек. Пожар в седьмом отсеке быстро принял катастрофические размеры, и его потушить не удалось. В результате вышла из строя силовая электросеть, и сработала аварийная защита ядерного реактора левого борта, но установку правого борта надо было глушить вручную. Этим занималась боевая смена поста управления главной энергетической установки – капитан 3 ранга Валентин Хаславский, капитан-лейтенант Александр Чудинов и старшие лейтенанты Георгий Шостаковский и Геннадий Чугунов. Видя, что пламя из горящего седьмого отсека может ворваться в пост управления реакторами, офицеры наглухо задраили переборку. Погибая, офицеры успели заглушить ядерный реактор. Расчет ГЭУ ценой своих жизней сделал главное – предотвратил возможность теплового взрыва в Бискайском заливе у берегов Испании.

После остановки реакторов на подводной лодке были запущены оба дизель-генератора, но принять нагрузку на них не смогли из-за обесточенного щита гребного электродвигателя в седьмом отсеке. Через 40 минут работы начался перегрев, и дизель-генераторы пришлось остановить. В результате подводная лодка полностью лишилась электроэнергии, хода, средств связи, возможностей борьбы за живучесть корабля (в первую очередь, пополнения запасов воздуха высокого давления для продувания цистерн главного балласта и пуска насосов для осушения кормовых отсеков, обеспечения вентиляции отсеков корабля). Из-за отсутствия электропитания командиру АПЛ "К-8" не удавалось связаться с командованием Военно-морского флота.

В седьмом отсеке продолжался пожар. Большинство отсеков подводной лодки были поражены продуктами горения, и жизнедеятельность в них без изолирующих аппаратов была практически невозможна. Тем не менее продолжалась борьба за сохранение жизни подводников и обеспечение живучести подводной лодки. К двум часам ночи 9 апреля командир "К-8" распорядился вывести на палубу людей, закупоренных по всем отсекам внутри прочного корпуса.

Но выйти смогли не все. К утру выяснилось, что от огня и дыма из 125 членов экипажа погибли 30 человек, в том числе корабельный врач капитан медицинской службы Арсений Соловей. Он надел на находящегося в лазарете после операции старшину 1 статьи срочной службы Юрия Ильченко свой дыхательный аппарат. Старшина выжил, а врач погиб.

Днем 9 апреля на горизонте появилось судно, которое оказалось канадским сухогрузом Clyv de Ore. Несмотря на сигнал SOS пятью красными ракетами, сухогруз помощи не оказал. Приблизившись к лодке, канадское судно обошло ее по дуге и, развернувшись на прежний курс, удалилось полным ходом.

Утром 10 апреля 1970 года через 30 часов после начала аварии "К-8" случайно обнаружило болгарское судно "Авиор" с советским капитаном-наставником Рэмом Смирновым на борту. Через его радиостанцию смогли отправить сообщение о случившемся только в Варну (Болгария). Из Варны связались с Москвой, и таким образом в генеральном штабе ВМФ стало известно об аварии. К терпящей бедствие подводной лодке были направлены находившиеся недалеко советские корабли и суда. Капитан болгарского судна решил оставаться рядом с аварийным кораблем. К 17.00 на "Авиор" была переправлена группа экипажа из 43 человек, не занятых ликвидацией аварии.

Положение подводной лодки было тяжелым, вода поступала в прочный корпус. Ее корма все сильнее погружалась в воду, а нос поднимался. Тем более погода ухудшалась, начинался шторм.

В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три корабля Военно-морского флота СССР, но из-за шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. К середине дня подводники с "Авиора" перешли на прибывший теплоход "Касимов". Еще 30 моряков были эвакуированы на него с подводной лодки. На ней остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля.

12 апреля в 6 часов 13 минут в результате потери запаса плавучести и продольной остойчивости подводная лодка затонула на глубине 4125 метров (по другим данным 4680 метров) в Бискайском заливе Атлантического океана.

Всего в результате аварии погибли 52 члена экипажа. Созданная правительственная комиссия по расследованию причин аварии пришла к выводу, что командир действовал правильно.

Гибель АПЛ "К-8" стало первой крупной катастрофой в истории отечественного атомного флота. В настоящее время АПЛ покоится на дне Бискайского залива в 490 километрах северо-западнее Испании.

Командиру подводной лодки "К-8" капитану 2 ранга Всеволоду Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Погибших подводников наградили орденами Красной Звезды. Оставшиеся в живых также были удостоены государственных наград.

В городе Островной (Гремиха) Мурманской области установлен памятник с именами всех погибших на АПЛ "К-8" подводников. Две улицы военного городка назвали именами командира Всеволода Бессонова и капитана медицинской службы Арсения Соловья.

В Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга открыта мемориальная доска в память погибших моряков-подводников "К-8".

РИА Новости

Ключевые слова: 
К-8
География: 
Гремиха
Организации: 
Севмаш
Поделиться