Великобритания и США не могут решить вопрос об утилизации атомных подводных лодок – The National Interest

Демонтаж и утилизация ядерной подлодки – это сложный процесс, сообщает американское издание The National Interest.

Чтобы избавиться от старой машины, достаточно просто отвезти ее на свалку. Но что делать с атомной подводной лодкой, реактор которой может заставить людей «светиться» самым неприятным образом?

С 1980 года Великобритания вывела из эксплуатации двадцать атомных подводных лодок. Согласно аудиту, проведенному британским государственным контрольным управлением, ни одна из них не была утилизирована. При этом девять все еще содержат радиоактивное топливо в своих реакторах. Эти субмарины провели в среднем двадцать шесть лет на службе… и девятнадцать лет – вне службы.

«Из-за этого ведомство [Министерство обороны] теперь хранит в два раза больше подводных лодок, чем эксплуатирует, причем семь из них находятся на хранении дольше, чем стояли на вооружении», – сообщало  управление в 2019 году.

Еще хуже цена. По данным аудита, в период с 1980 по 2017 год на содержание списанных подводных лодок Великобритания потратила 500 миллионов фунтов стерлингов (646,4 миллиона долларов). Полная утилизация одной атомной подводной лодки обойдется в 96 миллионов фунтов стерлингов (112,1 миллиона долларов). В результате общая стоимость утилизации десяти действующих подводных лодок Королевского флота и двадцати списанных субмарин составит 7,5 миллиарда фунтов стерлингов (9,7 миллиарда долларов).

Демонтаж и утилизация ядерной подлодки – это сложный процесс. Ядерное топливо должно быть тщательно удалено из реактора с помощью специальных устройств, а затем саму подводную лодку необходимо разобрать, уделив особое внимание удалению радиоактивных частей. 

Компания Babcock International Group PLC «в настоящее время является единственным подрядчиком Минобороны Великобритании, способным выполнить большую часть требований ведомства по откачке топлива и демонтажу», – отмечают в управлении. – «Ей принадлежат верфи и объекты с атомной лицензией в Девонпорте и Розите, а также некоторые аспекты связанных с ними проектов».

Удаление топлива прекратилось в 2004 году после того, как британские ядерные регуляторы обнаружили, что устройства для откачки не соответствуют стандартам. У Министерства обороны Великобритании до сих пор нет полностью финансируемого плана по удалению топлива.

Все это сказывается на Королевском флоте, который уже вынужден бороться за финансирование строительства новых кораблей. 

«Минобороны платит приблизительно 12 миллионов фунтов стерлингов (15,5 миллиона долларов) в год на содержание и хранение девяти заправленных топливом подводных лодок, в настоящее время размещенных в Девонпорте», – сообщается в документе. – «Содержание подводных лодок с топливом также представляет дополнительные технические сложности и влияет на доступность доков. Это приводит к тому, что Девонпорт рискует не выполнить обязательства по проверке, чистке и перекрашиванию хранящихся подводных лодок по крайней мере каждые 15 лет, а также не имеет достаточно места для подготовки к долгосрочному хранению [подводной лодки] Торбей, которая покинула службу в 2017 году. До тех пор, пока подводные лодки не будут подготовлены, Минобороны должен держать их частично укомплектованными экипажами, что потенциально может повлиять на способность флота передислоцироваться». 

План состоит в том, чтобы приступить к откачке топлива с подводных лодок, начиная со «Свифтшур», в 2023 году. Однако Минобороны придется иметь дело с разными субмаринами, которые имеют разные требования к утилизации. 

«В настоящее время у ведомства нет полностью разработанного плана утилизации подводных лодок классов «Авангард», «Астут» и «Дредноут», имеющих различные типы ядерных реакторов», – подчеркнули в управлении. 

Интересно, что британские военные освобождены от обязательств по утилизации ядерных отходов.

В управлении подчеркивают: «В рамках гражданского ядерного сектора организации должны рассматривать вопрос об утилизации ядерных отходов на стадии проектирования электростанций и ядерной инфраструктуры. У Минобороны нет подобных обязательств».

Великобритания – не единственная страна, у которой есть проблемы с утилизацией ядерных военных кораблей, отметил журналист NI Майкл Пек. ВМС США тоже бьются над тем, как утилизировать атомные подводные лодки и авианосцы, такие как списанный авианосец USS Enterprise....

newinform.com

География: 
Великобритания, США
Поделиться