Кананаскис: десять лет спустя

В 2012 году завершился очередной период сотрудничества, обозначенный главами Большой Восьмерки в Кананаскисе как Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения. Оценки международных экспертов позволяют сделать вывод о том, что начало нового тысячелетия ознаменовано получением уникального механизма решения проблем наследия, как времен холодной войны, так и завершающей стадии сложных технологических процессов, применение которых в атомной области началось с середины прошлого столетия.

Об итогах и достижениях десятилетнего международного сотрудничества в области утилизации атомных субмарин, выведенных из состава ВМФ РФ и реабилитации ядерных и радиационно-опасных объектов рассказывает Начальник отдела координации и реализации международных программ Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Анатолий Владимирович Григорьев.

Уникальность механизма состоит в том, что специалисты разных стран сумели организовать разработку и создание новых объектов и новых технологий для выполнения проектов практически любой сложности, которые снизили ядерные риски и угрозы негативного воздействия на окружающую природную среду и население. Ранее такие задачи никогда не ставились и не решались. Результаты реализации и технические достижения этих проектов получили признание всех участников партнерства.

Примеры:

  • транспортировка АПЛ с использованием судна большой грузоподъемности (Канада);
  • выгрузка и разборка активных зон аварийных реакторов с жидким металлическим теплоносителем (Франция);
  • ремонт дефектных тепловыделяющих сборок и вывоз их из хранилищ (Франция, США);
  • вывоз ОЯТ исследовательских реакторов российских проектов водным, автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом (США);
  • демонтаж и вывоз с необорудованного побережья радиоизотопных термоэлектрических генераторов (Норвегия, США, Канада, Франция, Швеция, Финляндия), создание береговой инфраструктуры для обращения с реакторными отсеками атомных подводных лодок (ФРГ, Япония);
  • улучшение экологической обстановки на радиационно-опасных объектах пунктов временного хранения ОЯТ и РАО (Великобритания, Франция, Норвегия, ФППСИ) и другие.

Сложность ситуации начального этапа десятилетнего пути состояла в том, что необходимо было решать задачи для объектов берегового и водного размещения. Так, ОЯТ находилось в разнотипных реакторах подводных лодок и многоотсечных блоках хранения, в береговых хранилищах различного типа и контейнерах хранения, в хранилищах судов обеспечения атомного технологического цикла. Типы ОЯТ также были различными: исправное и дефектное, извлекаемое и неизвлекаемое, перерабатываемое и неперерабатываемое. Эти же трудности характерны и для радиоактивных отходов. Исходных данных для принятия решения не хватало. Такая неопределенность и такое разнообразие образов и состояний ядерно и радиационно опасных объектов требовало конкретных, с определенной долей рисков, инженерно-технических решений, аналогов которым в атомной практике не было.

Безусловно, большую опасность для окружающей природной среды и населения представляли плавучие объекты, и поэтому решение этой проблемы было первоочередным.

Утилизация объектов

Сейчас определенно мы говорим, проблема утилизации АПЛ решена. Из 198 атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации к 2013 году, утилизировано 195. С участием доноров (США, Канады, Японии, Италии, Великобритании и Норвегии) – 67. В 2013 году начата утилизация еще одной, последней из выведенных на Северо-западе России, АПЛ. Проект выполняется при финансировании Италии, США и России. Италия финансирует выгрузку ОЯТ и доставку его в Мурманск, а также утилизацию АПЛ, США – доставку ОЯТ на ПО Маяк, Россия – формирование одноотсечного блока и транспортировка его на хранение в Сайду. Комплексный подход утилизации АПЛ применяется и при планировании дальнейших работ с США на Дальнем Востоке. Утилизация очередной АПЛ должна начаться в 2014 году.

Сама по себе утилизация АПЛ решает проблему ликвидации ядерной опасности как плавучих объектов. Однако она не решает проблемы радиоэкологической безопасности до тех пор, пока одноотсечный реакторный блок не будет размещен на береговое хранение. Вырезанные из корпуса АПЛ реакторные отсеки в США грузятся на баржу и транспортируются вдоль океанского побережья США, затем по реке Колумбия на территорию департамента энергетики Хэнфорд, штат Вашингтон, расположенную в пустыне. В России принята и реализуется другая концепция береговых хранилищ, расположенных вблизи водной акватории. Это губа Сайда и бухта Разбойник. На Северо-западе России такой пункт был создан за счет средств ФРГ, а на Дальнем Востоке финансирование осуществлялось и Россией, и Японией, и ФРГ.

Показательным является сравнительный анализ использования пунктов длительного хранения реакторных отсеков Северо-запада и Дальнего Востока России. В частности это относится к формированию одноотсечных реакторных блоков.

В Мурманской области в 2005 году приступили к формированию блоков для длительного хранения на территории СРЗ Нерпа, обеспечивающая инфраструктура в 2006 году позволила разместить на хранение первые 7 реакторных блоков. Старт этой работы был возможен благодаря помощи ФРГ. Сейчас в Сайде на береговом хранении находится более 50% утилизированных АПЛ. Госкорпорация «Росатом» продолжает обеспечивать и расширять компетенции Сайды в части формирования одноотчечных блоков, их очистки и окраски, использования хранилища для временного промежуточного хранения твердых радиоактивных отходов в 20-ти футовых контейнерах.

Транспортно-технологическая схема формирования одноотсечных блоков Дальнего Востока отличается от технологии Северо-запада, где формирование проводится на судоремонтном заводе. На Дальнем Востоке — без использования судоремонтных заводов. Успех работ на одном объекте позволил применить технологию берегового формирования отсеков и на Северо-западе. В свою очередь, использование двух объектов позволит ускорить этап формирования одноотсечных реакторных блоков и ликвидацию опасных объектов, хранящихся на водной акватории.

В текущем же году на берег в бухте Разбойник будет установлен еще один трехотсечный блок. После завершения строительства цеха покраски (финансирование Японией) с 2014 года будет расширена компетенция предприятия в части начала окраски отсеков. В будущем предстоит формирование и окраска еще не менее 75 реакторных блоков. Определенные трудности возникают и в этом вопросе, такие как доставка многоотсечных реакторных блоков с Камчатки в пункт длительного хранения.

Опасность для окружающей природной среды представляют также суда обеспечения атомного технологического цикла, в хранилищах которых находится достаточно большое количество ОЯТ и радиоактивных веществ. Для обеспечения их плавучести последние три года проводилась конвертовка. Это работа, целью которой является герметизация всех забортных отверстий, позволила продлить время безопасного хранения объектов на воде.

Как и в случае с утилизацией АПЛ, для окончательного приведения судов в безопасное состояние, необходимо разместить их хранилища ОЯТ, ТРО и ЖРО на береговое хранение. Параллельные проработки российских проектных институтов с международными консультантами (в ходе подготовки к утилизации птб Лепсе) позволили определить оптимальный способ формирования упаковок длительного хранения. А объекты берегового хранения реакторных отсеков, позволили расширить их технические возможности для ликвидации опасных плавучих объектов. С текущего года начато размещение судов обеспечения атомного технологического обслуживания на утилизацию как на Северо-западе (птб Володарский), так и на Дальнем Востоке (ПМ-80).

На следующий год планируется продолжить технологический регламент утилизации. По оценкам Госкорпорации «Росатом» утилизация птб будет закончена в 2020 году.

Как ранее отмечалось, доноры продолжают финансировать наиболее сложные проекты, реализация которых началась до 2012 года. К этим проектам относятся: строительство регионального центра кондиционирования и длительного хранения радиоактивных отходов на Северо-западе (ФРГ); подготовка инфраструктуры для вывоза ОЯТ и РАО губы Андреева (Италия, Норвегия, ФППСИ); утилизация плавучей технической базы «Лепсе» (ФППСИ); выгрузка из мест хранения и вывоз на переработку ОЯТ (США, ФППСИ, Италия).

Отдельного внимания заслуживают проекты создания новых объектов обеспечивающей инфраструктуры обращения с ОЯТ.

Берег для проектов по ОЯТ

Прежде всего, это модернизация камеры для разборки дефектных чехлов на Производственном объединении Маяк. Работа будет завершена в конце текущего года. Для реализации этого проекта было закуплено и изготовлено новое оборудование, которое установлено на специализированым участке. После модернизации будет решена проблема переработки дефектного (не извлекаемого из чехлов хранения) ОЯТ Северо-западного и Дальневосточного регионов.

Кроме переработки ОЯТ, не извлекаемого из чехлов, была решена и проблема доставки ОТВС, имеющего механические повреждения. Российские и французские инженеры согласовали технические решения, которые позволили отремонтировать сборки. После ремонта с пункта Гремиха ОТВС были отправлены на переработку. По аналогии Северо-запада за средства Российской Федерации на Дальнем Востоке выполнена подобная работа. В 2014 году дефектное ОЯТ будет принято на Маяке. Опыт подготовки дефектного ОЯТ будет использован при вывозе ОЯТ из хранилищ губы Андреева.

Активизация работ по переработке дефектного ОЯТ на ПО Маяк дала толчок к решению новых исторических проблем Северо-запада. Это проблема переработки неперерабатываемого ОЯТ. Уже принято решение и спланирована разработка технологии, сначала для переработки ОЯТ реакторов АПЛ класса Альфа. Затем планируется переработка ОЯТ реакторов атомных ледоколов. Таким образом, реализуется стратегия Госкорпорации «Росатом» по ликвидации мест хранения ядерных материалов на объектах эксплуатации атомной энергетики. В решении этой проблемы планируется совместная работа Госкорпорации «Росатом» и Министерства Обороны США. При их участии будут модернизированы транспортные контейнеры и обеспечена доставка разобранного ОВЧ из Гремихи на ПО Маяк.

Особенность вывоза ОЯТ на Северо-западе России состоит в том, что без надежного пункта перевалки с плавучих технических баз на железнодорожный транспорт невозможно обеспечить технологическую цепочку. Этот узел находится на ФГУП «Атомфлот» в Мурманске. Ключевыми объектами являются причал, кран, накопительная площадка и хранилище. Именно поэтому был начат ремонт причальной линии и установка нового дополнительного крана. При финансировании Франции несколько лет назад был начат проект установки портального крана грузоподъемностью 100 тонн (кран был изготовлен за средства России).

Установка крана на пирсе ФГУП «Атомфлот» завершится в 2013 году. Это позволит обеспечить перегрузку контейнеров с ОЯТ, которое будет доставляться со всех объектов (главный поток из губы Андреева и Гремихи) на железнодорожный состав.

Таким образом, целенаправленная работа по созданию объектов обеспечивающей инфраструктуры и разработка новых технологий позволит снизить ядерные риски и проблемы, не имеющие решения ранее.

Губа Андреева

Продолжает привлекать внимание общественности, в том числе и международной, подготовка инфраструктуры губы Андреева к вывозу ОЯТ. Финансирование основной части завершающей стадии работ выполняется из средств Фонда ППСИ. В текущем году завершено строительство хранилища для контейнеров с ОЯТ, начато строительство укрытия для подготовки ОЯТ, ведется изготовление грузоподъемных средств и средств для транспортировки.

Кроме этого, на двусторонней основе финансирование осуществляют Европейская комиссия, Норвегия и Швеция. Европейская комиссия завершит в этом году поставку чехлов для ОЯТ, изготовление установки по сканированию ОТВС и разработку системы учета ОЯТ. За средства Норвегии выполняются работы по завершению строительства инженерных сетей, ремонтно — механического цеха, разрабатываются требования для программы обучения операторов по выгрузке ОЯТ. Швеция финансирует строительство контрольно-дозиметрического пункта. После завершения этого калейдоскопа работ в 2016 году начнется вывоз ОЯТ.

Губа Андреева была, есть и еще какое-то время будет оставаться объектом повышенной опасности.

Прежние годы работ в губе Андреева можно определить, как период подготовки к строительству обеспечивающей инфраструктуры. При подготовке к строительству любого объекта приходилось ликвидировать старые постройки, реабилитировать участки территорий. Часть итогов проведенной реабилитационной работы представлены на фотографиях отдельных объектов.

Несмотря на большой объем выполненных строительных работ, реабилитационные мероприятия продолжают оставаться актуальными. На этапе подготовки к строительству приходиться обращаться с радиоактивным грунтом и строительными конструкциями. В текущем году со строительной площадки укрытия хранилища ОЯТ уже вывезено более 1500 м3 таких отходов. Работы еще не завершены, а ожидаемый объем ТРО будет еще больше. Такая ситуация предъявляет особые требования к безопасности выполнения и обеспечения работ.

По совместному с Италией плану работ в губе Андреева будут построены два объекта: накопительная площадка упаковок с ТРО и комплекс для переработки жидких радиоактивных отходов, а также проведены поставки оборудования для разборки хранилищ твердых радиоактивных отходов. Проектная документация разработана и ведется подготовка к строительству. Весь комплекс работ будет завершен в 2017 году.

Для подготовки к реабилитации отдельных объектов губы Андреева выполняется реабилитационный проект выгрузки ОТВС из бывшего хранилища ОЯТ. ФППСИ профинансировал проработки вариантов вывода этого здания из эксплуатации. В 2013 году проведено дополнительное обследование и разрабатывается проект удаления остатков ядерного топлива со дна бассейна. Завершение работ планируется в первой половине 2015 года.

В прошедший сезон из губы Андреева 20-ти футовыми контейнерами с использованием автомобильного транспорта вывезено около 250 м3 ТРО. Переработка этих ТРО в Сайде начнется после завершения строительства комплекса. Это вторая партия вывезенных отходов. Первый вывоз состоялся в 2010 году с использованием судна Серебрянка.

Таким образом, в губе Андреева продолжается подготовка к решению триединая задача вывоза ОЯТ, ТРО и вывода из эксплуатации объектов.

Пункт Гремиха.

Пункт Гремиха является лидером в перечне предприятий, снижающих ядерные угрозы на Северо-западе и выполняющих реабилитационные мероприятия. В конце 2012 года были завершены работы по удалению с площадки ОЯТ из водоводяных реакторов, а также начат новый перечень работ разборки активных зон реакторов с жидко-металлическим теплоносителем. Первая проблема решена. А по второму направлению создана инфраструктура для разборки активных зон АПЛ класса Альфа, которая позволит через пять лет разобрать активные зоны. Готовность обеспечивающей структуры к разборке выемных частей дает возможность обеспечить разборку и выгрузку ОВЧ затопленной подводной лодки К-27. Задачи по очистке Арктики, поставленные Президентом Российской Федерации, могут быть решены только тогда, когда будут удалены опасные затопленные объекты. И это направление может быть реализовано при участии Минобороны России, МЧС России, Роснефть и Госкорпорации «Росатом» в рамках Глобального партнерства 2013 – 2022 годов. Гремихе при этом принадлежит ведущая роль в выгрузке ОВЧ и утилизации АПЛ. Кто станет лидером в подъеме затопленных объектов – вопрос, на который ждут ответа общественные организации.

Вопросы вывоза на переработку 1000 м3 ТРО, накопленных ранее, представляются реально выполнимыми. Опыт, приобретенный в губе Андреева, подкрепляет эту уверенность.

Объекты, освобожденные от исторически накопленных ОЯТ и РАО, могут быть реабилитированы. Эта работа спланирована и будет выполняться в рамках федеральной целевой программы «Промышленной утилизации вооружения и военной техники».

Атомфлот

За период с 1995 года по настоящее время предприятие отправило за пределы Мурманской области 70 эшелонов с ОЯТ. Прогноз вывоза ОЯТ с Северо-запада до конца 2020 года – около 60 эшелонов (из губы Андреева, из пункта Гремиха, из хранилища ОЯТ Атомфлота , птб Лепсе). Кроме отправки ОЯТ железнодорожным транспортом, Атомфлот обеспечивает морские перевозки из пунктов временного хранения ОЯТ и РАО. Комплекс ремонтных и модернизационных работ для объектов обеспечивающей инфраструктуры ФГУП «Атомфлот» позволит обеспечить системное обращение с ОЯТ и РАО региона.

В части ликвидации ядерно и радиационно опасных объектов предприятию предстоит завершить выгрузку ОЯТ из птб Лотта и из хранилищ птб Лепсе.

Предприятие расположено в пределах городской черты Мурманска. Это накладывает особые требования к обеспечению безопасности. Историческим наследием были большие объемы радиоактивных отходов, размещенных и в хранилищах и на открытых площадках. Атомфлот следует считать лидером переработки ТРО, за последние 2 года в контейнеры длительного хранения упаковано 500 м3 ТРО. Для этих целей была буквально создана еще одна новая обеспечивающая инфраструктура.

Комплекс для обращения с ОЯТ и РАО на предприятии получил название Ядерный остров. На самом деле – это место для ликвидации проблем ядерного наследия всей Мурманской области. И здесь такие проблемы успешно решаются.

Итог

До 2012 года основной задачей сотрудничества в рамках Глобального партнерства было сокращение времени для решения существовавших ранее проблем, таких как утилизация АПЛ, снятие с эксплуатации РИТЭГов, вывоз эшелонов с ОЯТ.

Особенностью текущего периода времени является начало активной фазы использования объектов обеспечивающей инфраструктуры для решения исторических проблем.

В среднесрочном периоде планируется решение задач по вывозу ОЯТ на переработку, завершению утилизации судов обеспечения и АПЛ, размещению на хранение реакторных отсеков и блоков хранения надводных кораблей и судов. Завершатся работы в этих направлениях до 2022 года. В долгосрочном периоде запланирована утилизация ядерно-опасных затопленных объектов (в случае одобрения Правительством Российской Федерации), переработка РАО, вывод из эксплуатации и реабилитация ядерных объектов. Завершить их можно не ранее 2030 года.

Вместе с тем проблемы по направлению утилизации АПЛ значительно меньше проблем исторического наследия страны в целом. Масштаб проблем наследия страны может косвенно быть подтвержден количественными показателями. Например, предстоит: обращение с 22 тыс. тонн ОЯТ исследовательских и энергетических реакторов, ориентировочно 570 млн. м3 РАО; ликвидировать десятки тысяч радиационных источников; вывести из эксплуатации более одной тысячи ЯРОО. Первоочередные проблемы исторического наследия страны планируется решить к 2030 году. Следующий, обсуждаемый сегодня срок решения проблем России – 2070 год.

Нет сомнений, что при наличии сложных проблем будет осуществляться и международное сотрудничество как в России, так и в странах, имеющих объекты российского дизайна.

Успехи, достигнутые за прошедшие десять лет, позволяют надеяться на высокую эффективность предстоящей работы.

Персоналии: 
Григорьев Анатолий
Поделиться