Проблемы реабилитации бывшей военно-морской базы в губе Андреева

Бывшая военно-морская база в губе Андреева расположена в Мурманской области на Кольском полуострове приблизительно в 40 километрах от границы с Норвегией. База была построена в период с 1961 по 1963 годы и использовалась для хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), твердых и жидких радиоактивных отходов (ТРО и ЖРО) с атомных подводных лодок и атомных ледоколов.

Первоначально ОЯТ было помещено на хранение в специальное хранилище — здание №5, в котором располагались две прямоугольные бетонные камеры (бассейны). Но в феврале 1982 года правый бассейн хранилища дал серьезнейшую течь. Снижение уровня воды в бассейне заметили случайно, обнаружив наледь на стенке здания. Результатом течи стало не только радиоактивное загрязнение самого бассейна, но и прилегающей к нему территории и акватории Баренцева моря. Никто в то время не знал, какова была протечка, так как не было приборов для измерения уровня воды. Поэтому это делал матрос, который через каждые два часа заходил в зону радиации и палкой замерял уровень воды в бассейне. Течь так и не была обнаружена. Тогда начальник БТБ дал команду засыпать в бассейн 20 мешков муки. Таким образом, планировалось заклеить трещину мучным тестом. Но это решение ожидаемого результата не дало. В апреле 1982 года выяснилось, что протечка достигла 150 литров в сутки, а в сентябре уже 30-40 тонн в сутки.

Появилась опасность оголения верхних частей отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС). Уровень гамма-излучения повысился в несколько раз. Возникла реальная угроза для персонала. Тогда было принято решение положить на консоли правого бассейна в качестве биологической защиты тысячу тонн свинца, бетонных плит и мешков с песком. Но и с их установкой уровень излучения не понизился, к тому же была обнаружена разгерметизация левого бассейна. Необходимо было принять срочные меры по удалению ОЯТ из левого бассейна (правый уже решили не трогать) и перемещению его в альтернативное хранилище. В итоге часть ОЯТ была отправлена на ПО «Маяк» и часть помещена в металлические чехлы, которые погрузили в три отдельные емкости – блоки сухого хранения (БСХ), — предназначенные для жидких радиоактивных отходов. Пространство между чехлами залили бетоном. Планировалось, что в таком состоянии (до постройки нормального хранилища) ОЯТ пробудет 3-4 года. В реальности прошло гораздо больше времени. Только с 2002 года в рамках международной инициативы «Глобальное партнерство» начали предприниматься попытки по ликвидации этой проблемы и, надо сказать, успешно. В результате плодотворной работы стран-участниц Глобального партнерства к настоящему моменту все три блока сухого хранения имеют горизонтальную биологическую защиту. Строительство горизонтальной защиты для третьего блока, самого сложного, с точки зрения масштаба выполненных работ, закончилось в апреле 2012 года. Отметим, что без такой защиты невозможно запустить процесс по извлечению ОЯТ из БСХ и продолжить дальнейшую его транспортировку на предприятие «Атомфлот» в Мурманске.

Для того чтобы запустить этот процесс необходимо на объекте построить/демонтировать необходимые береговые инженерные сооружения, в состав которых входят:

  1. пирс для перегрузки ОЯТ с плавтехбазы на автопоезд;
  2. технологический причал с портальным краном грузоподъемностью 80 тонн;
  3. пункт санитарной обработки персонала;
  4. хранилище ОЯТ бассейнового типа (здание №5);
  5. береговой кран КПМ-40, используемый для перегрузки ОЯТ в хранилище;
  6. накопительная площадка для транспортно-упаковочных комплектов;
  7. здания-укрытия для хранения твердых радиоактивных отходов.

Строительство основных объектов губы Андреева проходило в несколько этапов.

После радиационного обследования территории губы Андреева российскими специалистами при финансовой поддержке Норвегии было выявлено, что старый пирс является радиационно-опасным объектом, уровень радиации на котором достигал 460-1000 мкЗв/час. В 2005 году за счет норвежских средств было проведено инженерное обследование нового пирса. По результатам этого обследования выяснилось, что в настоящее время пирс не годен для эксплуатации, но при условии проведения восстановительных работ, его можно будет использовать в дальнейшем. Старый пирс было решено демонтировать, так как он представлял не только радиационную, но и техническую опасность. Работы по демонтажу этого пирса закончились в 2006 году. В том же году началась реконструкция технологического причала. Строительство этого причала, предназначенного для швартовки судов водоизмещением 14 000 тонн и осадкой до 8,0 метров, было заморожено в 1998 году. Только после того, как правительством Великобритании и Норвегии было принято решение о выделении средств, началась полномасштабная работа по реконструкции причала. Кроме того, Великобритания профинансировала установку на причале портального крана на рельсовых путях, грузоподъемностью 80 тонн.

После обследования состояния портального крана КПМ-40, было принято решение его демонтировать. Демонтаж крана производился при финансовой поддержке Великобритании.

В 2007 году был введен в эксплуатацию пункт санитарной обработки персонала. Тогда же была построена площадка для дезактивации техники, а также радиохимическая лаборатория. Все эти работы велись под патронажем Великобритании. Также был проведен водопровод и построены насосная станция, подъездные дороги, системы физической защиты, административно-бытовой комплекс и столовая.

Еще в декабре 1989 года была завершена выгрузка ОЯТ из бассейнов здания №5, а также были подняты со дна упавшие и деформированные чехлы и сборки. Затем бассейны были осушены, а само здание выведено из эксплуатации. В 2007 году начались переговоры с Европейским банком реконструкции и развития по проблеме утилизации бывшего хранилища ОЯТ. И в том же году были начаты работы по реабилитации здания. В соответствии с графиком работ планируется закончить демонтаж здания, включая фундамент, в 2025 году. В настоящее время здание приведено в безопасное радиационное состояние и ожидает утилизации.

Кроме этого в 2012 году была введена в эксплуатацию первая очередь ремонтно-механического цеха с участком дезактивации, а также продолжается строительство накопительной площадки транспортно-упаковочных комплектов.

После дополнительных радиационных обследований в конце 2009 года проектировщиком ОАО «ВНИПИЭТ» была завершена разработка проекта зданий-укрытий на площадке пункта временного хранения твердых радиоактивных отходов. Победителем конкурса на строительство стало предприятие ОАО «Росспецмонтаж». Предприятие успешно завершило строительство зданий-укрытий в июле 2012 года. Все работы велись при финансовой поддержке Италии. При этом строительство зданий велось в зоне повышенной радиационной обстановки, где находились хранилища ТРО. Впоследствии для извлечения твердых радиоактивных отходов грунт будет вскрываться, и ТРО будут дистанционно извлекаться, размещаться в контейнеры, кондиционироваться и реабилитироваться. И в первую очередь, эти здания будут закрывать все работы от соприкосновения с внешней средой. Для решения проблемы реабилитации твердых радиоактивных отходов к 2015 году в губе Андреева будет построен Центр кондиционирования, где ТРО будут перекладываться, сжиматься примерно в восемь раз и кондиционироваться.

Говоря об участии Италии в проектах, реализуемых в губе Андреева, необходимо отметить, что эта страна построила новое судно-контейнеровоз «Россита», которое, начиная с 2013 года, будет перевозить ТРО. А с 2015 года с помощью этого судна начнется решение основной задачи — вывоз отработавшего ядерного топлива из Губы Андреева. С 2015 по 2018 годы планируется к вывозу более 100 активных зон, выгруженных из атомных подводных лодок и хранящихся на этом объекте.

Итак, первоочередная стратегическая цель в губе Андреева — выгрузка ОЯТ из блоков сухого хранения и его вывоз в пункты дальнейшего обращения. Целевая контрольная точка — пуск в эксплуатацию комплекса по обращению с ОЯТ. Все эти и другие работы с достаточным успехом ведутся российскими специалистами при финансовой поддержке стран-доноров Глобального партнерства. Ожидается, что полная реабилитация территории губы Андреева будет закончена к 2025 году.

Поделиться