Интервью с Михаилом Будниченко: "Вопрос импортозамещения перед Севмашем не стоит"

В преддверии Международного военно-морского салона FlotProm подготовил интервью с генеральным директором завода "Севмаш", на котором строятся новейшие атомные подводные лодки для ВМФ России. Михаил Будниченко рассказал корреспонденту издания о реализованных и перспективных проектах предприятия, кадровом вопросе и традициях северодвинской верфи.

Михаил Анатольевич, начнем с итогов 2014 года. Какие наиболее значимые для Севмаша события произошли за этот период?

Мы завершили 2014 год с хорошими результатами, полностью выполнив запланированный объем работ по гособоронзаказу. В прошлом году передали Военно-морскому флоту два атомных ракетоносца – "Северодвинск" и "Владимир Мономах". Многоцелевая атомная субмарина открыла путь флоту нового поколения - АПЛ проекта "Ясень". Ракетоносец "Владимир Мономах" завершил формирование группировки подводных кораблей серии "Борей". Сейчас работаем над созданием атомоходов проектов "Борей-А" и "Ясень-М". 

В 2014 году на предприятии заложены четыре атомные подводные лодки четвертого поколения. Кроме того, открыт еще один фронт работ - ремонт надводного корабля - тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов". Отмечу, что прошлый год показал успешность деятельности Севмаша в сфере ремонта надводных кораблей. Авианосец "Викрамадитья", модернизированный на предприятии, после передачи Военно-морским силам Индии активно эксплуатируется. Корабль более двухсот суток провел в море. Командование ВМС Индии дает высокую оценку характеристикам "Викрамадитьи" и тем работам, которые провели корабелы Севмаша. Сейчас обсуждаем вопрос о дальнейшем сервисном сопровождении авианосца.

В стадию активной эксплуатации вступил еще один масштабный проект Севмаша – морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная". В апреле прошлого года Президент России Владимир Путин во время телемоста дал старт отгрузке первой нефти с "Приразломной", установленной на арктическом шельфе. Предприятие в течение двух лет будет вести гарантийное обслуживание платформы, готовятся документы на ее сервисное обслуживание в течение 25 лет. Думаю, символично, что все эти производственные события происходили в год 75-летия предприятия.

Действительно, многие события на Севмаше в минувшем году были приурочены к праздничным датам. Сохранится ли эта тенденция в дальнейшем и будут ли закладки или спуски кораблей происходить 9 мая или в День Военно-морского флота?

Все события в жизненном цикле корабля: закладка, вывод, сдача, испытания - неразрывно связаны с технологией постройки. Поэтому мы не приурочиваем строительство АПЛ к праздничным датам, а строим корабли в строгом соответствии с графиками, утвержденными Министерством обороны РФ. Однако стало доброй традицией проводить такие события, как закладка и вывод корабля в День Военно-морского флота и День рождения предприятия, если это, конечно, совпадает с технологией постройки. Поэтому в дальнейшем, если график строительства АПЛ будет совпадать с праздничными датами, от традиции не отступим. 9-го мая на предприятии отмечается 70-летие Победы в Великой отечественной войне, никаких других мероприятий не планируется.

РПКСН "Владимир Мономах". СЕВМАШ.

И стратегические ракетоносцы проекта "Борей", и многоцелевые подводные лодки проекта "Ясень" уже давно перешли со стадии испытания головного корабля на стадию серийного строительства. Насколько серийные лодки отличаются от первенцев и будут ли они строится быстрее, чем "Юрий Долгорукий" и "Северодвинск"?

Безусловно, серийные корабли строятся быстрее. При создании головных АПЛ требуется больше времени на стапельный период. Трудоемкость на головной субмарине несколько больше, чем на серийном корабле. Головные атомоходы проектов "Борей" и "Ясень" – это отработка проекта, внедрение передовых технологий. Надо учитывать и ту экономическую обстановку, в которой создавались первенцы этих серий. Но даже несмотря на проблемы с финансированием, качеством поставляемого оборудования, несвоевременности поступления рабочей конструкторской документации, сделали все, чтобы сократить срок испытания этих атомных подводных лодок. На кораблях серии мы объективно сократили сроки строительства и испытаний. И то, что АПЛ "Александр Невский" – первый серийный корабль проекта "Борей" – был передан флоту меньше, чем через год после головной субмарины, о многом говорит.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Александр Невский" проекта 955 на "Севмаше". Центральный Военно-Морской Портал. 

Как обеспечивается обслуживание подводных лодок, построенных на Севмаше, на этапе эксплуатации заказчиком? Где они будут ремонтироваться?

После подписания приемного акта корабля, Севмаш в течение пяти лет исполняет гарантийные обязательства. Для осуществления такой деятельности на предприятии создан отдел гарантии и сервиса ПЛ. Специалисты завода выезжают к месту базирования АПЛ и устраняют неисправности, которые возникают в процессе ее боевой службы.

Сервисное обслуживание атомных подводных лодок 4-го поколения проектов "Ясень" и "Борей" также закреплено за Севмашем. Госконтракты рассчитаны на три года. Сервисное обслуживание АПЛ осуществляется специалистами Севмаша и представителями контрагентских организаций как в основных пунктах базирования атомных субмарин, так, в некоторых случаях, и на предприятиях промышленности. Высокая квалификация наших корабелов и отличное знание конструктивных и технических особенностей кораблей указанных проектов позволяет нам выполнять работы по их сервисному обслуживанию, техническому надзору качественно и в короткие сроки. В свете поставленных перед нами Министерством обороны РФ задач считаю, что и мы, и проектные бюро будем сопровождать наши корабли в период всего их жизненного цикла.

Сегодня в России серьезно озаботились проблемой импортозамещения. Сообщалось, что Севмаш полностью перешел на отечественное комплектующее. Это правда?

Да, вопрос импортозамещения перед Севмашем не стоит. Думаю, излишне говорить о том, насколько рискованно в век практически неограниченных возможностей информационных технологий оборудовать АПЛ материалами и системами производства потенциального противника. Поэтому и в советские времена, и сейчас, в период введения санкций, для строительства атомных субмарин поставлялась и поставляется техника российского производства. Другой вопрос в том, что поставщики при производстве, к примеру, систем электронного вооружения, связи, навигации могут использовать импортную элементную базу. Эта ситуация сейчас широко обсуждается, импортное оборудование заменяется на отечественное.

В минувшем году в наливной бассейн Севмаша встал на ремонт крейсер "Адмирал Нахимов". Какие ремонтные работы уже успели провести и какие еще предстоят? Насколько будет продлен срок эксплуатации корабля после завершения ремонта?

Корпусные конструкции и надстройка корабля очищены от сгораемых материалов. Сейчас на тяжелом атомном ракетном крейсере развернута масштабная дефектация. О состоянии каждого строительного района, отсека, шпангоута будут сделаны соответствующие выводы. Решения, касаемые ремонта, принимаются проектантом – Северным ПКБ, а также службами главного инженера предприятия. В течение года будет проведен демонтаж части корпусных конструкций и оборудования. Новое оборудование на корабль уже закупается, вся техника будет отечественной.

Ход работ на тяжелом атомном крейсере "Адмирал Нахимов" будет координировать недавно созданная межведомственная рабочая группа при коллегии Военно-промышленной комиссии. Это сделано для того, чтобы обеспечить взаимодействие многоуровневой кооперации, в которую входит более сотни российских предприятий и ведомствами федеральных органов власти. Ежеквартально будут проводиться совещания по вопросу ремонта корабля. Срок эксплуатации тяжелого атомного крейсера "Адмирал Нахимов" после ремонта по проектной документации составляет 35 лет.

ТАРКР "Адмирал Нахимов". Севмаш. 

Продление срока эксплуатации на 35 лет - действительно впечатляющий результат. Будет ли Севмаш ремонтировать в будущем другие надводные корабли?

На предприятии есть необходимые технические возможности и опыт по ремонту надводных кораблей. Ремонтировать или нет надводные крейсера - компетенция Министерства обороны. Если такое решение будет принято, Севмаш поставленные задачи выполнит.

Михаил Анатольевич, а планируется ли организовать на Севмаше строительство надводных кораблей или предприятие и в дальнейшем будет специализироваться на подводном флоте?

По программе техперевооружения предприятия, которая выполняется в соответствии с федеральными целевыми программами, производственные возможности предприятия в этом направлении будут усилены. Мы сможем строить и атомные авианосцы, и тяжелые крейсера.

Если Министерство обороны РФ и руководство ОСК примут решение о строительстве надводных кораблей на Севмаше, то предприятие будет готово к его реализации. Программа техперевооружения предприятия рассчитана до 2020 года. Отмечу, что Севмаш изначально проектировался и строился именно для создания крупных надводных кораблей: 21 декабря 1939 года был заложен первый корабль линкор "Советская Белоруссия", а к середине 1950-х завод сдал флоту 46 кораблей. И лишь потом предприятие было переориентировано на создание атомного подводного флота.

Какие работы выполняются работниками предприятия по обслуживанию переданного Индии авианосца "Викрамадитья"?

Севмаш завершает исполнение гарантийных обязательств по обслуживанию авианосца. Объемы работ минимальные. Корабль в течение первого года эксплуатировался сверхинтенсивно, почти не стоял у стенки, поэтому некоторые механизмы нуждаются в ремонте. В целом испытания показали, что корабль успешно справляется со своими задачами в море. Командование ВМС Индии дает высокую оценку техническим характеристикам корабля и той работе, которую выполнило предприятие по модернизации авианосца. Специалисты нашей гарантийной группы ведут обслуживание корабля на высоком профессиональном уровне. Они хорошо его знают: участвовали во всех этапах строительства "Викрамадитьи", начиная с монтажа и наладки оборудования, до испытаний. Сейчас с Рособоронэкспортом и индийской стороной обсуждаем вопрос о сервисном обслуживании корабля, рассчитанном на сорок лет.

Авианосец "Викрамадитья". indian.ruvr.ru

На многих крупных судостроительных предприятиях сегодня отмечается нехватка рабочих рук – молодежь неохотно идет работать на завод. Как решается кадровый вопрос на Севмаше? Что предлагает предприятие сотрудникам помимо непосредственно оплаты труда?

До конца года нам необходимо набрать чуть более тысячи человек. Это рабочие основных производственных профессий – сварщики, сборщики, станочники. Работа в этом направлении ведется. С начала года Севмаш принял на работу около 500 человек. Еще один ресурс для решения кадровой проблемы – выпускники профучилищ и профильных вузов. Считаю, что в Северодвинске создана уникальная база по обучению инженерно-технических специалистов (Севмашвтуз) и производственных рабочих (Техникум судостроения и машиностроения), необходимых судостроению. Ребята учатся и одновременно постигают азы профессии на производстве. Cлужба в армии – это двухлетний перерыв в наработанном опыте судостроителя. После срочной службы на завод возвращаются в лучшем случае треть выпускников.

А между тем, чтобы подготовить хорошего сварщика, нужны годы. Вопрос о возможности введения для ребят альтернативной службы на подводных кораблях мы обсуждали на совещании под руководством Министра обороны Сергея Кужугетовича Шойгу. Эту проблему сейчас обсуждает и Госдума.

Работникам предприятия, помимо достойной оплаты труда, мы предоставляем широкий спектр социальных гарантий. Считаю, что сегодня на первом плане – решение жилищного вопроса. Предприятие возобновило строительство жилья. В рамках корпоративной программы в 2013 году сдан в эксплуатацию первый многоквартирный дом, в 2014 году – второй, строится третий. Работникам верфи квартиры реализуются на достаточно льготных условиях. Кроме того, у нас хорошая лечебно-оздоровительная база: есть заводской санаторий-профилакторий, два пансионата на Черноморском побережье России, свой физкультурно-оздоровительный комплекс со спортзалами, стадионом и плавательным бассейном и другие социальные объекты, где наши работники на льготных условиях могут поправлять свое здоровье и восстанавливать силы.

Севмаш, стапельный цех. Севмаш.

Как Севмаш модернизирует свою производственную базу? Какие возможности откроются перед предприятием после завершения этих работ?

В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие оборонно-промышленного комплекса России на 2011-2020 годы" и инвестиционной программой ОСК, производственную базу предприятия планируем кардинально обновить, создать современное высокотехнологичное производство. В рамках реализации программы проводим переоснащение машиностроительного, трубообрабатывающего и корпусного производства, частично заменено крановое оборудование. Приобретены высокопроизводительные универсальные станки с цикловой системой управления, фрезерные обрабатывающие центры, введен в строй универсальный стенд для испытаний изделий на надежность и соответствие виброшумовым характеристикам.

Сейчас на первый план выходит модернизация стапельного цеха и создание новой транспортной системы для того, чтобы перевести этот цех на технологию крупноблочного строительства кораблей. По такой технологии строятся АПЛ в другом крупнейшем стапельном цехе Севмаша. Масштабное техническое перевооружение коснется северного дока цеха, который ранее использовался для строительства суперблоков ледостойкой платформы "Приразломная". Заменим эстакады, увеличим грузоподъемность двух козловых кранов со 100 до 200 тонн и так далее. В 2016 году начнется аналогичная реконструкция и южного дока этого цеха. В рамках модернизации транспортно-передаточного комплекса для строительства современных атомоходов будет создан комплекс причальных сооружений в наливном бассейне и в районе корпусо-сварочного производства (КСП) с полупогружным понтоном, который позволит передавать на стапель цеха корпусные конструкции, изготовленные в КСП, и агрегаты массой 550 тонн и более, а также поставлять их другим российским предприятиям.

Модернизацию производства в рамках реализации ФЦП мы должны завершить через пять лет. Кроме этого, в перспективном плане технического развития предприятия предусматривается проведение реконструкции гидроузла с расширением полушлюза для обеспечения ремонта и строительства крупных надводных кораблей. Все эти изменения позволят строить и атомные подводные лодки для ВМФ, и надводные корабли на более высоком уровне. Мероприятия, проведенные в рамках модернизации завода, позволят сократить себестоимость продукции, уменьшить затраты и повысить качество работ.

В июле в Петербурге будет проходить Международный военно-морской салон. Планируется ли участие в нем Севмаша? Если да, что будет представлять собой экспозиция предприятия и на каких заказчиков она будет ориентирована?

Севмаш будет принимать участие в этой выставке, но отдельной экспозиции не планируется. Предприятие будет участвовать в составе выставочного комплекса Объединенной судостроительной корпорации и демонстрировать производственные возможности завода в части выполнения программы гособоронзаказа.

Справка FlotProm Михаил Анатольевич Будниченко занимает должность генерального директора ОАО "ПО "Севмаш" с 2012 года. Его трудовая биография на предприятии началась в 1977 году. За минувшие годы Михаил Анатольевич прошел путь от ученика слесаря-монтажника до руководителя завода. Награжден государственными наградами, в том числе медалью "За заслуги перед Отечеством" II степени. Имеет звания "Заслуженный машиностроитель РФ" и "Почетный судостроитель".

Сергей Северин, Flotprom.ru

География: 
Северодвинск
Персоналии: 
Будниченко Михаил
Поделиться