14 августа из губы Андреева на ПО «Маяк» прибыл первый состав с отработавшим ядерным топливом атомных подводных лодок

Вечером 14 августа на радиохимический завод ПО «Маяк» из Мурманской области пришёл первый состав с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) атомных подводных лодок (АПЛ). Утром 15 августа в цехе 5 началась разгрузка первого железнодорожного вагона, и из транспортно-упаковочного контейнера были извлечены первые сборки ОЯТ АПЛ. Отправка первой партии отработавшего ядерного топлива из хранилища в губе Андреева для дальнейшей переработки на ПО «Маяк» состоялась 27 июня.

Почти 50 лет на российском Севере находилось кондиционное и дефектное отработавшее ядерное топливо атомных подводных лодок. По инициативе Фонда экологического партнерства «Северное измерение» и Госкорпорации «Росатом» в 2007 году был разработан стратегический мастер-план утилизации и экологической реабилитации выведенных из эксплуатации объектов атомного флота в Северо-Западном регионе России. В настоящее время в губе Андреева хранится 22 тыс. сборок ОЯТ АПЛ.

В течение продолжительного времени совместными усилиями специалистов из России и ряда стран создавались системы обращения с ОЯТ в губе Андреева для его последующей транспортировки для переработки на «Маяке». Торжественная церемония вывоза первой партии ОЯТ из Мурманской области, в которой принимал участие генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв, стала знаковым событием и примером успешного многостороннего международного сотрудничества в решении сложных проблем советского «ядерного наследия», повышения ядерной и радиационной безопасности и улучшения экологической обстановки в России. К этому событию несколько лет готовился и «Маяк». Специалисты предприятия на радиохимическом заводе модернизировали камеры дефектных чехлов, разработали и изготовили оборудование для обращения с дефектным топливом, обеспечили безопасность перевозки ОЯТ АПЛ.

«В 80-е годы прошлого века наше предприятие уже переработало большое количество кондиционного ОЯТ атомных подводных лодок и мирных транспортных судовых установок, – отметил Дмитрий Колупаев, главный инженер ПО «Маяк». – Сейчас мы вышли на финишную прямую решения проблемы переработки дефектного ОЯТ АПЛ. К осуществлению знакового экологического проекта долго готовились в Мурманской области, на «Маяке», в Росатоме и в России. Будем накапливать опыт, совершенствоваться и в зависимости от темпов работы за 5-10 лет полностью решим проблему переработки накопленного дефектного отработавшего ядерного топлива АПЛ с Севера».

За всё время осуществления уникального экологического проекта на ПО «Маяк» будет доставлено 50 эшелонов ОЯТ АПЛ, которое сегодня находится в губе Андреева.

География: 
Губа Андреева
Организации: 
МАЯК
Персоналии: 
Колупаев Дмитрий