«Росатом» потратит 700 миллионов на утилизацию атомного корабля-разведчика

Большой атомный разведывательный корабль «Урал», входивший в состав Тихоокеанского флота, будет окончательно утилизирован. В начале мая в документацию к соответствующему конкурсу, объявленному на портале госзакупок, внесены очередные изменения. Всего на утилизацию корабля по этому конкурсу планируется израсходовать около 700 миллионов рублей, сообщает ИА "Дейта" со ссылкой на сайт государственных закупок.

Напомним, что большой атомный разведывательный корабль «Урал» проекта 1941 был построен в Ленинграде и принят в состав ВМФ в 1989 году. Этот корабль являлся самым большим в СССР и в России надводным кораблем с ядерной энергетической установкой. После перехода на Дальний Восток корабль в походах не участвовал и все время службы находился в базе в поселке Тихоокеанский (Фокино). Это связано с многочисленными авариями оборудования корабля, отсутствием необходимой береговой инфраструктуры для базирования и недостаточным финансированием постсоветского периода.

Несмотря на это, радиоэлектронный комплекс «Урала» частично применялся по назначению, перехватывая радиообмен в военных сетях США и Японии. Кроме того, корабль использовался в качестве плавучего общежития для военнослужащих, благодаря чему получил неофициальное прозвище «эскадренный каютоносец».

В 2001 году БаРЗК «Урал» был списан, а в 2008 году была начата его частичная утилизация на заводе «Звезда» в Большом Камне. В июне 2012 генеральный директор ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша заявил о намерениях использовать оборудование и силовую установку «Урала» для ремонта действующих атомных ледоколов. 

Как следует из конкурсной документации, особенностями утилизации БАРзК «Урал» являются:

1. Массогабаритные характеристики БАРзК «Урал», превышающие возможности гидротехнических сооружений ДВЗ «Звезда» по приему и подъёму корабля на стапель.

2. Объём работ, выполненных ОАО «ДВЗ «Звезда» при утилизации корабля в 2008-2009 годах (демонтаж мачт и антенн корабля, демонтаж и выгрузка корпусных конструкций, систем и крупногабаритного оборудования из надстройки, внутриотсечных переборок, палуб и т.д.)  отрицательно влияет на безопасность буксировки корабля морем. Поэтому, в случае необходимости, для выполнения работ по окончательной утилизации БАРзК «Урал»  необходимо с привлечением (КБ-проектанта корабля) разработать проект буксировки, подготовить корабль к буксировке и перевести его в соответствии с проектом и планом буксировки

3. В Тихоокеанском регионе России отсутствуют подъёмные краны грузоподъёмностью более 1 500 тонн, в результате чего при утилизации корабля не обеспечивается выгрузка блоков атомной паро-производящей установки (АППУ)  в сборе (правого и левого бортов) из корпуса корабля. Поэтому при утилизации корабля с ЯЭУ, вырезке (или выгрузке) из корпуса корабля подлежит радиоактивное оборудование АППУ с последующей упаковкой его в комплекты защитные с формированием блок-упаковок и постановкой их на долговременное хранение в ПДХ РО «Устричный».

Таким образом, очевидно, что предприятие, которое выиграет данный тендер, столкнется со значительными техническими трудностями в реализации проекта связанного с выполнением наиболее опасных работ по окончательное утилизации корабля и его радиоактивной «начинки».

Ключевые слова: 
Урал (атомный корабль), Ремонт
Персоналии: 
Рукша Вячеслав
Поделиться