ДВЗ "Звезда" в Приморье: от ремонта мелких траулеров до модернизации атомных субмарин

Дальневосточный завод "Звезда", расположенный в приморском ЗАТО Большой Камень сегодня, 3 декабря, отмечает 60-летний юбилей. Судостроительное предприятие, запущенное 3 декабря 1954 года, начинало с ремонта мелких судов и траулеров. Трудовой путь "Звезды" продолжился деятельностью по поддержанию боеготовности и модернизации грозных атомных подводных крейсеров Тихоокеанского флота, стоящих на защите восточных рубежей России. О славном прошлом и настоящем ремонтной "колыбели" ТОФ и ее сверхзадачах на будущее журналистам рассказал генеральный директор ДВЗ "Звезда" Юрий Фильченок в рамках предъюбилейного пресс-тура на предприятие 25 ноября, сообщает корр. РИА PrimaMedia.

Машины девать некуда…

Почему не платят зарплаты строителям, возводящим суперсовременную судоверфь на базе "Звезды", был самым первым в списке вопросов, которые я подготовил к беседе с гендиректором "Звезды" Юрием Фильченком. Однако при встрече глава предприятия сразу отмел все обвинения и от себя, и от вверенного ему завода.

- Никаких задержек по зарплате на ДВЗ "Звезда" не наблюдалось – ни сегодня, ни в предыдущие месяцы и, надеюсь, таковых не возникнет в будущем, - заявил Юрий Фильченок, отвечая на самый злободневный вопрос. - Речь идет о задержке заработной платы работникам, которые занимаются строительством судостроительного комплекса "Звезда" – это компания "Росдорснабжение", абсолютно независимое от нас предприятие. И данные вопросы нужно адресовать руководству этой компании. Насколько мне известно, проблема задержки заработной платы работникам этой компании будет полностью решена в ближайшее время, чему в немалой степени поспособствовали недавние совещания, проведенные руководством страны во Владивостоке.

Со слов гендиректора "Звезды", средняя зарплата на предприятии составляет 46 тысяч рублей, а заработок некоторых рабочих достигает 70 тысяч рублей.

- Есть у нас одна большая проблема – машины работникам некуда ставить, - в шутку или всерьез заявил Юрий Фильченок в тот момент, когда наш автобус двигался мимо забитой свежими "японками" автостоянки. – А если серьезно, главная наша проблема – острая нехватка кадров и, прежде всего – квалифицированных рабочих кадров. Пожалуй, это болезнь многих судостроительных предприятий – и в Северодвинске, и в Вилючинске, и в других российских  городах. Безусловно, попытки снизить подобный кадровый дефицит предпринимаются постоянно, даже выходили неоднократно с предложениями на правительство, но пока – "воз – и ныне там".

Гендиректор рассказал о том, что свою лепту в дефицит молодых кадров вносит и российская армия. Дело в том, что многие выпускники судостроительного колледжа, которым завод приплачивал дополнительную стипендию во время учебы, после "срочки" остаются служить по контракту.

- Предлагали правительству прописать, чтобы такие ребята служили в специализированных судоремонтных бригадах, но этот вопрос еще в стадии проработки, - пожаловался Фильченок.

Импортозамещение на "хорошо"

Следующей точкой в маршруте нашей экскурсии стал производственный цех №15. Всего в структуре предприятия работает более 80 подразделений, в которых трудится около 4 тысяч человек.

Работники цеха №15 занимаются ремонтом и изготовлением мелких и средних деталей практически для всех систем боевых кораблей и субмарин.

В цеху, установленные вплотную друг к другу – всевозможные токарные станки, на которых запчасти производятся практически безостановочно.

К слову, большинство станков еще добротного советского, либо российского производства, но попадаются и "иностранцы" – главным образом, из Болгарии. Но, как выяснилось, конкуренции с "нашенскими" они не выдерживают. 

- Не скажу, что импортные станки в чем-то лучше российских – совсем нет. Более того, в некоторых случаях даже наоборот. Однако, с учетом существующих проблемы в российском станкостроении, мы вынуждены делать выбор в пользу иностранного оборудования. Сейчас, когда наконец взят курс на импортозамещение во всех сферах, будем ориентироваться на отечественного производителя. Что касается нашего предприятия, то очень многие запчасти мы производим сами, поскольку модернизация военных кораблей предполагает использование комплектующих собственного производства. Таким образом, с импортозамещением у нас все хорошо, - объяснил Юрий Фильченок.

Санкции утилизации не помеха

Несмотря на то, что основной профиль "Звезды" – ремонт и модернизация кораблей и субмарин Тихоокеанского флота, следующим по значимости направлением работы предприятия является утилизация единиц атомного флота ВМФ и, прежде всего – подводных крейсеров, выведенных из состава ТОФ. Эту задачу завод успешно выполняет уже не один десяток лет, внося свой вклад в ликвидацию устаревшего ядерного наследия СССР. В последние годы эти работы ведутся под руководством и при непосредственном участии госкорпорации "Росатом" и ее "дочки" – ДВЦ "ДальРАО", базирующейся в соседнем ЗАТО Фокино.

Именно туда поступают вырезанные из утилизируемых субмарин реакторные отсеки, которые, после проведения необходимых технологических операций, помещаются на специальные площадки для долговременного хранения. Кроме того, активное участие в программах по утилизации принимают и другие государства АТР, в частности – США и Япония. Но, учитывая происходящий спад в двухсторонних отношениях с этими странами из-за украинского кризиса и наложенных на нашу страну санкций, над совместными программами, казалось бы, должна нависнуть угроза приостановки. Как оказалось, ничего подобного не происходит.

- Все программы по утилизации АПЛ, в том числе – реализуемые по межправительственным соглашениям, несмотря на сложившуюся обстановку, четко выполняются. Сейчас ведем утилизацию атомного подводного крейсера проекта 667 БДР по контракту с США. Основная часть работ финансируется российским "Росатомом". Но и иностранные партнеры свои обязательства по договору выполняют, - объяснил ситуацию генеральный директор завода "Звезда".

По словам руководителя предприятия, основная часть работ по выводу из эксплуатации старых субмарин, сконцентрированных на юге Приморья, уже выполнена в полном объеме. После полной ликвидации скопившихся подлодок завод займется плановым выводом устаревших единиц из боевого состава ТОФ по мере их снятия с вооружения.

Ориентир на четвертое поколение

Нет проблем у завода и в выполнении своей главной задачи - ремонта и переоснащения действующих боевых атомных подводных крейсеров ТОФ. Сейчас плановый заводской ремонт на "Звезде" проходят две субмарины 3-го поколения подводных стратегических ракетоносцев класса "Антей".

- Выполняем важнейший госзаказ по их ремонту, и...еще кое-что делаем, о чем я вам не расскажу, - сообщил Фильченок, указывая на две подлодки, находящиеся в бухте завода.

Между тем, каждый отремонтированный здесь боевой корабль получает персональную табличку, на которую наносится его название и год ремонта. По окончании работ табличку торжественно устанавливают к десяткам таких же в специальном мемориале "Рубка".

Около 50-ти таких табличек, снятых с отремонтированных в разные годы субмарин, уже наличествуют в активах завода.

Для двух ремонтируемых "Антеев" здесь тоже уже приготовлено место.

- В среднесрочной перспективе "Звезде" предстоит выход на новый качественный уровень - обслуживание и ремонт стратегических подводных крейсеров 4-го поколения, которые уже вводятся в состав ВМФ и, в скором времени, начнут поступать на Тихоокеанский флот. На Дальнем Востоке мы – единственное предприятие, способное справиться с обслуживанием и ремонтом новейших подлодок класса "Борей", и мы сделаем все, чтобы эту задачу достойно выполнить, - заверил Юрий Фильченок.

"Звезда российского флота"

Свой 60-летний юбилей "Звезда" отметит 3 декабря 2014 года. К знаменательной дате завод выпустил вторую редакцию книги под названием "Звезда российского флота", тогда как первое издание увидело свет в преддверии 55-летней годовщины со дня основания предприятия.

- Книги отличаются тем, что в первой редакции издания мы пытались отразить славную историю завода и важнейшие вехи его долгого пути. В текущей редакции – несколько иные акценты. Главное же в ней то, что наши люди – работники предприятия – своим нелегким трудом в прошлые годы и сегодня  обеспечивают выполнение важнейших государственных задач. Кадры - наше основное достояние, поэтому книга посвящается именно им, - рассказал генеральный директор "Звезды", представляя юбилейное издание журналистам.

По словам Фильченка, уже выпущено 2 тысячи экземпляров книги. Предполагается, что по одному экземпляру получат "золотые руки" завода, то есть – лучшие и заслуженные работники. По экземпляру уникального юбилейного издания вручат и гостям из других регионов России, которые прибудут на празднование юбилея предприятия. На будущее запланирована и третья редакция издания.
 

Организации: 
Звезда, Росатом, ДальРАО
Персоналии: 
Фильченок Юрий
Источник: 
PrimaMedia
Поделиться